Бегство иностранцев

Локальные инвесторы все выкупают, поддерживая внутренний рынок акций

Второй год подряд западные инвесторы активно выводят капиталы с российского рынка акций. Однако если в предыдущие годы это вызывало падение российских индексов, то в этом году индексы демонстрируют завидную устойчивость. Одна из ключевых причин этой стабильности — увеличение вложений в фондовый рынок со стороны внутренних инвесторов, которые теперь владеют 58% российских акций в свободном обращении.

Фото: Виктор Кручинин, Коммерсантъ

Внешнее влияние

По данным Emerging Portfolio Fund Research (EPFR), в 2018 году клиенты фондов, инвестирующих в Россию, забрали почти $600 млн, а за два года непрерывного бегства — $1,6 млрд. Отрицательный баланс в текущем году фонды фиксировали в течение 32 недель, за это время клиенты забрали около $2,7 млрд (в среднем $72 млн в неделю). Приток средств в среднем был выше, но фиксировался на меньшем отрезке времени. В совокупности за 17 недель клиенты инвестировали в фонды $1,4 млрд, то есть в среднем фонды привлекали $85 млн в неделю.

Начало года не предвещало ничего страшного для российского рынка акций. Напомним, что в январе российские фонды смогли привлечь у международных инвесторов более $500 млн. Инвесторы позитивно отреагировали на публикацию так называемого кремлевского списка, который оказался не таким страшным, как все ждали. Однако ситуация резко ухудшилась в феврале в связи с обвалом на ведущих мировых рынках из-за опасений ужесточения денежно-кредитной политики ФРС. Если в конце 2017 года американский регулятор прогнозировал три повышения ставки в 2018 году, то в начале года ожидания сместились в сторону четырех повышений. Это сказалось на аппетитах инвесторов к риску.

Весной бегство иностранных инвесторов усилилось на фоне ухудшения отношений между Россией и западными странами. В марте Великобритания в связи с «делом Скрипалей» выслала группу российских дипломатов. Аналогичные шаги осуществили Вашингтон, Оттава и 17 европейских столиц. В апреле Минфин США ввел санкции в отношении российских бизнесменов и их компаний, в августе группа сенаторов внесла в Конгресс США законопроект о новых антироссийских санкциях, с дополнительными ограничениями выступил Госдеп страны. «Популярность вложений в фонды, инвестирующие в акции российских эмитентов, резко снизилась после усиления санкционного давления со стороны США и европейских стран, начиная с апреля этого года. Благодаря этому, а также бюджетному правилу курс рубля двигался в негативном направлении, несмотря на растущие цены на энергоносители, что могло дополнительно отпугнуть инвесторов»,— отмечает директор инвестиционного департамента UFG Wealth Management Алексей Потапов.

Внутренняя поддержка

Несмотря на бегство иностранных инвесторов, российский рынок акций смог вырасти. Индекс Московской биржи прибавил более 15% и обновил исторический максимум, установленный в начале 2017 года. Долларовый индекс РТС вырос менее значительно, всего на 1,5%, но даже такого результата оказалось достаточно для вхождения в список лидеров роста среди фондовых индексов развитых и развивающихся стран. Сильнее (на 7–24%) выросли только фондовые индексы Ближнего и Среднего Востока, а также Бразилии. Большинство остальных фондовых индексов развивающихся стран преимущественно снижались, потеряв с начала года 8–20%. Европейские индексы снизились за это же время на 10–16%, а американские индексы показали рост в пределах 3%.

В предыдущие годы сопоставимые оттоки из российских фондов неизбежно сопровождались снижением котировок на российском рынке. Почти всегда вывод средств в объеме $0,5–2 млрд приводил к снижению индексов по итогам года на 5–20%. Такая сильная зависимость рынка акций связана с доминированием международных инвесторов на внутреннем рынке. По оценкам участников рынка, до кризиса 2008 года на иностранных инвесторов приходилось свыше 60% российских акций, находящихся в свободном обращении. В 2013 году на них приходилось около 70% всего free-float российских компаний.

Однако после референдума о статусе Автономной Республики Крым и ее присоединения к России ситуация начала меняться. Этот шаг был жестко раскритикован западными странами и привел к секторальным санкциям, в том числе против сырьевых компаний и госбанков. В таких условиях международные инвесторы были вынуждены активно сокращать вложения в акции российских компаний. За четыре года действия санкций доля иностранных инвесторов в free-float снизилась к концу 2018 года до 42% ($88,4 млрд), оценил аналитик MidLincoln Ованес Оганисян.

Поддержку российскому рынку оказывают внутренние инвесторы. По оценкам «Денег», суммарный объем вложений частных инвесторов в акции через управляющие компании (розничные ПИФы, ДУ), ИИС, брокерские счета (за вычетом ИИС), private banking по итогам трех кварталов составил почти 1,4 трлн руб. Сопоставимая величина принадлежит непубличным крупным частным инвесторам. В результате российским розничным инвесторам принадлежит 20% free-float российских компаний. Еще около $30 млрд инвестируют в акции институциональные инвесторы (банки, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании). «В результате снижения доли иностранных инвесторов снизилось и их влияние на российский рынок, а также зависимость рынка от внешних факторов»,— отмечает Ованес Оганисян.

Жадность против страха

В будущем году отток иностранных инвестиций продолжится, считают участники рынка. «Угроза санкций, вялый экономический рост, ослабление рубля, небольшой выбор инвестиционно привлекательных компаний будут определять поведение инвесторов и в 2019 году»,— отмечает старший аналитик компании «БКС Капитал» Сергей Суверов.

Однако в случае снижения геополитической напряженности, а также возобновления роста цен на нефть международные инвесторы могут вспомнить о недооцененности акций российских компаний. «В какой-то момент, когда жадность пересилит страх. Плюс возможен приход новых денег из других регионов, например из азиатских стран или стран Персидского залива»,— отмечает заместитель гендиректора по активным операциям ИК «Велес Капитал» Евгений Шиленков.

В настоящее время российский рынок выглядит очень привлекательно по экономическим показателям в сравнении с рынками развивающихся стран.

По данным аналитиков BofA Merrill Lynch, российские компании торгуются исходя из коэффициента P/E (отношение капитализации компании к прогнозной чистой прибыли за 2019 год) на уровне 6,8, что более чем вдвое ниже среднего показателя для других развивающихся стран. Кроме того, дивидендная доходность также является аргументом в пользу выбора российских бумаг. «Высокая дивидендная доходность и высокая фундаментальная недооцененность являются безусловными драйверами для привлечения нерезидентов. В следующем году можно даже ожидать интерес к акциям энергетики и ритейла, которые в этом году были аутсайдерами»,— считает заместитель гендиректора УК ТФГ Равиль Юсипов.

Развивающийся приток

Выход иностранных инвесторов из российских фондов происходил на фоне уверенного притока в активы развивающихся стран. По оценкам «Денег», за неполные 12 месяцев фонды, ориентированные на emerging markets, привлекли $46 млрд, что на $12 млрд меньше поступлений 2017 года.

Несмотря на готовность рисковать, инвесторы очень разборчивы в выборе направлений для инвестирования. Лидером по привлечению среди всех страновых фондов стали фонды Китая. По данным EPFR, с начала года иностранные инвесторы вложили в такие фонды почти $30 млрд. По словам партнера FP Wealth Solutions Алексея Дебелова, динамику привлечений определяли покупки фондов, связанных с правительством Китая, которое таким образом не допускает паники на фондовом рынке. Самый дешевый и эффективный способ для этого — инвестиции через индексные биржевые фонды — ETF. «Эту практику Китай заимствовал, в частности, у Японии, чей Центробанк инвестирует напрямую в корпоративный долг, рынок акций и даже ETF на акции малой капитализации, чтобы равномерно распределять стимулы по финансовым рынкам»,— отмечает господин Дебелов.

Выводили деньги инвесторы не только из российских, но и из индийский фондов. С начала года фонды данной категории потеряли $3,1 млрд.

Лучший из лучших

Сохраняется интерес международных инвесторов к фондам развитых стран, хотя не такой сильный, как в 2017 году. По оценкам «Денег», суммарный приток на фондовые рынки developed markets в 2018 году составил $75 млрд. Это втрое ниже показателя прошлого года, тогда инвестиции превысили $210 млрд.

Снижение связано с распродажей, наблюдавшейся в 2018 году, в европейских фондах. По данным EPFR, международные инвесторы вывели из фондов данной категории более $57 млрд, что почти в полтора раза выше притока, зафиксированного годом ранее. Европейские бумаги оказались под давлением внутренних политических проблем, а также замедляющихся темпов роста экономики региона. «Еврозона имеет клубок проблемных регионов и зон неопределенности ("Брексит", Италия), плюс заканчиваются программы выкупа активов. Поэтому инвесторы уходят в более спокойные регионы»,— отмечает Евгений Шиленков.

Интерес сохраняется к американским и японским активам. По данным EPFR, с начала года в фонды данных категорий поступило $5 млрд и $60 млрд. «Внутри развитых стран последнее время предпочтение отдается Японии, валюта которой недооценена по паритету покупательной способности, а акции компаний дешевы относительно создаваемых денежных потоков. Дополнительным плюсом для страны также является возможная замена Китая в высокотехнологических цепочках при жестком сценарии конфликта последнего с США. Капиталы сюда перетекают в первую очередь из Европы»,— отмечает Алексей Дебелов.

В наступающем году поведение инвесторов на рынках развитых и развивающихся стран будет зависеть в первую очередь от направления движения мировой экономики, а также решения конфликта между США и Китаем. Согласно ноябрьскому опросу управляющих, проведенному Bank of America Merrill Lynch, число респондентов, уверенных в том, что в 2019 году темпы экономического роста замедлятся, на 42% превысило число тех, кто ждет дальнейшего ускорения. В предыдущий раз инвесторы выражали столь серьезные опасения относительно мировой экономики в ноябре 2008 года. Главным риском для мировой экономики будет торговое противостояние между США и Китаем. «У США, создающих коалицию против кражи интеллектуальной собственности китайскими компаниями, хватит ресурсов для принуждения китайского правительства к выгодному для себя решению — иначе цель роста экономики не ниже 6% в год может оказаться под угрозой, а с ней и уверенность потребителей и производителей. При относительно быстрой договоренности США с остальными крупнейшими экономиками следует ожидать возвращения инвесторов в рискованные активы за пределами американского рынка»,— уверен Алексей Дебелов.

Иван Евишкин

Вся лента