У российского кино прибыло

Число окупившихся в прокате фильмов растет

Число российских фильмов, окупившихся в прокате, по итогам 2018 года должно стать рекордным за всю историю отечественного кино. По состоянию на 9 декабря принесли прибыль, то есть заработали в кинотеатрах в два раза больше производственного бюджета, уже 12 картин, а в конце декабря выходят в прокат еще четыре фильма, которые также могут окупиться. Продюсеры считают, что показателям помогает господдержка, но отмечают, что доля окупившихся фильмов пока остается «в пределах погрешности».

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

В 2018 году в прокате окупится наибольшее число отечественных фильмов за всю историю российского кино, подсчитали в Kinodata.pro. Считается, что картина окупилась в прокате, если ее бокс-офис минимум в два раза превысил бюджет на производство (около половины сборов продюсеры и дистрибуторы отдают кинотеатрам). На 9 декабря стали прибыльными 12 из 124 отечественных релизов, до конца года их количество может вырасти до 15–16 из 130, прогнозирует аналитик издания Сергей Лавров. В подсчетах не учитываются фильмы, вышедшие в конце 2017 года, но собравшие основную кассу в 2018-м, в частности «Движение вверх». Для сравнения: в 2017 году прибыльными стали 11 из 123 релизов, в 2016-м — восемь из 121, в 2015-м — шесть из 126.

В конце года выходят две традиционно прибыльные франшизы: мультфильм про богатырей студий «Мельница» и СТВ и очередная часть «Елок» Тимура Бекмамбетова. Кроме того, с большой вероятностью окупится киноверсия сериала «Полицейский с Рублевки» «Газпром-медиа». Не исключено, что большое количество рекламы позволит выйти в прибыль и военной драме «Т-34» (поддерживается ВГТРК), но для этого ей придется заработать более 1,2 млрд руб., говорит Сергей Лавров.

Среди фильмов, вышедших в 2018 году, наибольшие доходы продюсерам принесла спортивная драма «Лед», профинансированная совместно студиями «Водород» и Art Pictures Studio. Ее бюджет, по данным Kinodata.pro, составил 150 млн руб., а сборы — 1,5 млрд руб. Сборы спортивной драмы «Тренер» Данилы Козловского и «Тритэ» превысили бюджет на 440 млн руб., а триллера «Гоголь. Страшная месть» («Газпром-медиа») и драмы «Непрощенный» («Большое кино») — примерно на 300 млн руб.

Продюсер Игорь Толстунов считает, что на росте окупаемости сказывается поддержка Фонда кино и развитие киноиндустрии в целом: поскольку продюсеры снимают все больше фильмов, то и больше картин окупаются в прокате. Главное — не останавливаться: производство кино похоже на сталелитейный процесс, который крайне сложно запускать заново, сравнивает он.

О том, что господдержка сказывается на результатах проката, говорит и Сергей Лавров: каждый год индустрия получает от государства около 7 млрд руб., и естественно, что эти деньги наконец начали окупаться. Кроме того, на рост прибыли влияет и большее внимание, которое продюсеры и прокатчики уделяют рекламе. На продвижение и маркетинг теперь тратится все больше денег: так, рекламные расходы у окупившейся комедии «Все или ничего» составили 60 млн руб. при производственном бюджете 40 млн руб., заявляет аналитик. Реклама хотя и помогает фильмам, но не является определяющим фактором для сборов, а просто предлагает зрителям выбор, возражает Игорь Толстунов.

Продюсер Георгий Малков также не удивлен ростом прибыльных фильмов, но отмечает, что их число оказалось ненамного больше, чем в прошлом году, а доля в общем количестве выходящих фильмов все равно остается на уровне статистической погрешности. «То есть говорить, что окупаемость фильмов стала трендом и обязательно повторится в следующем году, нельзя. С другой стороны, успеху российских фильмов в прокате в следующем году будут помогать протекционистские меры Минкульта»,— рассуждает продюсер.

Елизавета Макарова

Прибыльные российские фильмы 2018 года

Фильм Дата выхода Прокатчик Сборы (млн руб.) Бюджет (млн руб.)
«Селфи» 01.02.2018 WDSSPR 226,3 115
«Женщины против мужчин: Крымские каникулы» 08.02.2018 «Каропрокат» 115,5 57
«Лед» 14.02.2018 WDSSPR 1500 150
«О чем говорят мужчины. Продолжение» 22.02.2018 «Наше кино» 391,4 100
«Я худею» 08.03.2018 UPI 634,4 98
«Гоголь. Вий» 05.04.2018 «Каропрокат» 450,3 67
«Тренер» 19.04.2018 «Централ Партнершип» 830,5 390
«Русалка. Озеро мертвых» 12.07.2018 «Централ Партнершип» 100,2 40
«Днюха!» 23.08.2018 Bazelevs / Fox 64,3 30
«Гоголь. Страшная месть» 30.08.2018 «Каропрокат» 455,3 67
«Непрощенный» 27.09.2018 «Каропрокат» 403 90
«Все или ничего» 29.11.2018 «Каропрокат» 87,8 40

Источники: Kinodata.pro, «Бюллетень кинопрокатчика».


Вся лента