Расписание недели

21 — 28 декабря


Фото: предоставлено пресс-службой MMAM

выставка

Василий Улитин. Элегия Мультимедиа Арт Музей 13 декабря — 27 января

90 контрольных отпечатков одного из лучших русских пикториалистов Василия Улитина (1888–1976). Косари и жницы, словно бы сошедшие с картин венециановской школы, леса, поля и реки, не тронутые индустриализацией, деревни, не знающие о колхозах,— все на полутонах, все в элегической дымке. Русский пикториализм расцвел совсем не вовремя, в 1920-е, когда его живописная натура исчезала как пережиток темного прошлого, и был обречен. И эстетически, и физически: обвинение в клевете на советскую власть, лагеря, ссылка — фотограф Улитин умер в 1942-м, человек выжил и прожил до 1976-го.


Фото: пресс-служба театра

спектакль

Парасомнии Электротеатр «Станиславский» 21, 22 декабря, 20.00

Парасомнии — это все то, что с человеком происходит во сне, когда оживает бессознательное, а дневная жизнь остается призраком, тенью. В совместной работе художницы Веры Мартынов и композитора Дмитрия Курляндского, которую сами соавторы называют «мюзикл-штрих», участвуют семь актрис-«сомнамбул», каждый раз они заново погружаются в переживание собственного бессознательного, спровоцированное стихами Станислава Львовского и музыкой Курляндского. И стихи, и музыка по-разному стилизуют советский еще песенный опыт, так что актрисы исследуют не только собственную эмоциональную память, но и культурную мифологию целой эпохи.


Фото: Lynch/Frost Productions

ретроспектива

Дэвид Линч Кинотеатры «Факел» и «Юность» 21–30 декабря

Неожиданная мини-ретроспектива Дэвида Линча, состоящая из трех фильмов «Твин-Пикс: Сквозь огонь» (1992), «Шоссе в никуда» (1996) и «Голова-ластик» (1977). Показ в такой последовательности именно этих фильмов сложно заподозрить в каком-либо кураторском умысле, но пересмотреть классику на большом экране тем не менее всегда приятно.


Фото: предоставлено КАРО.Арт

фестиваль

новое кино #1 Кинотеатр «Каро 11 Октябрь» 21 декабря, 20.00

Новый проект «Каро.Арт» — цикл ежемесячных показов короткометражных фильмов ведущих российских киношкол, получивших призы на российских и международных кинофестивалях. В первом выпуске — три фильма студентов и выпускников Московской школы нового кино: «Святые дни» Алины Филипповой, «Восьмой вид» Лены Ланских и «Как себя вести» Саши Карелиной. После показа — обстоятельное обсуждение увиденного с авторами и экспертами.


Фото: Предоставлено пресс-службой Музея Фаберже

выставка

Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера Центральный Манеж 21 декабря — 22 февраля

Почти три года назад фонд «Связь времен» сделал первую в России выставку Фриды Кало в Музее Фаберже в Петербурге — и, войдя во вкус, продолжает пропагандировать революционное мексиканское искусство. На этот раз к картинам и рисункам самой знаменитой мексиканской художницы (часть из них уже показывали на петербургской персоналке) присоединились картины, рисунки и литографии ее мужа, в тени которого она пребывала многие десятилетия и которого сегодня напрочь затмила. Основу выставки составят вещи из Музея Долорес Ольмедо в Мехико, считающегося лучшей в мире коллекцией живописи и графики Диего Риверы и Фриды Кало, а также из частных собраний, в том числе внука художника. Полюса мексиканского модернизма внутри одной отдельно взятой семьи: интимный дневник и большие социально-политические вопросы, лирика и эпос, камерность и монументальность — о масштабе фресок муралиста Риверы можно будет судить по четырехметровой холстине «Славная победа», подаренной им Союзу художников СССР и осевшей в фондах ГМИИ имени Пушкина.


Фото: предоставлено пресс-службой музея

выставка

Новый Никонов Музей А.С. Пушкина, выставочные залы в Денежном переулке 21 декабря — 3 февраля

Знаменосец оттепели, корифей «сурового стиля» и автор хрестоматийных «Геологов», обруганных было Хрущевым в Манеже, но тут же вошедших во все учебники, еще в начале 1970-х Павел Никонов обратился в веру деревенщиков. И зажил отшельником в деревенской глуши, размышляя о триединстве иконы, авангарда и «тихого» модернизма межвоенных лет.


Фото: пресс-служба театра

спектакль

Обломов Театр им. Вл. Маяковского 21 декабря, 19.00 и 22 декабря, 18.00

В Маяковке ждут традиционную уже премьеру худрука — Миндаугас Карбаускис выпускает каждый год один спектакль эпического свойства и романного темперамента: неторопливый, с подробными актерскими работами и вниманием к большим, вечным темам. И если это не новая пьеса Марюса Ивашкявичюса, тогда это, скорее всего, русская классика «первого ряда». В этот раз — «Обломов» Гончарова. В заглавной роли — Вячеслав Ковалев, который очень успешно сыграл главную роль в предыдущей работе Карбаускиса «Изгнание» (по пьесе Ивашкявичюса), за что и получил «Золотую маску».


Фото: предоставлено пресс-службой театра

балет

Юбилей Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко 22 и 23 декабря, 19.00

Свое столетие городской музтеатр, который москвичи ласково кличут Стасиком, справляет весь сезон 2018/19. А день рождения решил отметить в конце календарного года двумя концертами — для избранной и для широкой публики. Причем для «широкой» (23 декабря) гала будет обширнее на целый час. Концепция, составленная творческими руководителями театра (Александром Тителем, Феликсом Коробовым, Лораном Илером и Владимиром Арефьевым), охватывает все столетие и простирается в неопределенное будущее. Легендарное прошлое представят фрагменты опер, некогда поставленных отцами-основателями театра,— начнут, конечно, с «Евгения Онегина», которого препарировал сам Станиславский. Вехи истории обозначат судьбоносные для театра оперы, которые ставились здесь по несколько раз. Балет ответит реставрационными работами: возобновит «Вариации» Бизе 1964 года в постановке своего главного хореографа Владимира Бурмейстера, покажет веселого Дмитрия Брянцева (фрагменты из «Девяти танго… и Бах»). Похвастается выучкой в классической «Пахите» и неоклассической «Сюите в белом». Подчеркнет свою современность в «Одиноком Джордже» Марко Гёкке и «Тюле» Александра Экмана. А на будущее замахнулся молодой хореограф Андрей Кайдановский: специально к юбилейному гала он ставит авангардный номер на суперклассическую музыку из «Спящей красавицы» Чайковского.


Фото: Ира Полярная / Театр Наций

спектакль

Любовницы Театр наций 23, 24 декабря, 20.00

Эльфрида Елинек, лауреат Нобелевской премии по литературе,— автор настолько радикальный и настолько особенный, что отсутствие ее на нашей сцене даже никак особенно объяснять не нужно. У Елинек тексты одновременно и необычайно сложные, и страшно провокативные — а посвящены они всегда женщинам внутри патриархального уклада, следы которого автор находит повсюду: от народных сказок до жизни современного офисного клерка. Ее тексты состоят из сотен и тысяч скрытых, переосмысленных цитат, превращающих любое сочинение в своего рода метафизическую полифонию народного бессознательного. Ставит Елинек в Театре наций Светлана Землякова, чаще всего работающая как раз совсем не с метафизическими, а с приземленными, бытовыми, повседневными материями,— союз этот настолько же парадоксален, насколько и непредсказуем. Главные женские роли сыграют две очень хорошие молодые актрисы, Елена Николаева и Наталья Ноздрина.


Фото: Grokenberger Film Produktion

ретроспектива

Джим Джармуш Кинотеатр «Юность» 24–30 декабря, 21.00

Шесть фильмов Джима Джармуша на большом экране, среди которых его полнометражный дебют «Отпуск без конца» (1980), главные ранние фильмы «Вне закона» (1986), «Таинственный поезд» (1989), «Ночь на земле» (1991) и, конечно же, «Мертвец» (1995) с Джонни Деппом, сыгравшим здесь свою лучшую роль. Откроет и закроет ретроспективу показ нежнейшего вампирского эпоса «Выживут только любовники» (2013) — как и «Мертвец» в свое время, «Любовники» были показаны в конкурсе Каннского фестиваля, где остались без призов, зато стали культовым фильмом-паролем у синефилов всех возрастов.


Фото: Дарья Ястребова

спектакль

Барокко «Гоголь-центр» 25, 26 декабря, 20.00

Это уже стало невеселой традицией — к анонсу очередной премьеры «Гоголь-центра» прилагается упоминание о том, что выпущена она художественным руководителем театра, которому изо всех сил мешают работать, второй год удерживая под домашним арестом. Но он все равно работает, через адвоката общаясь со своей уникальной командой, в которую в данном случае входят не только артисты театра, но и замечательный хормейстер Арина Зверева, видеохудожник Илья Шагалов, автор музыкальной композиции Даниил Орлов, хореограф Иван Естегнеев и режиссер Евгений Кулагин. Тема спектакля, представляющего собой коллаборацию «Гоголь-центра» и молодых певцов и музыкантов,— барокко, в спектакле звучит музыка Генделя, Монтеверди, Пёрселла, Рамо, Люлли, Вивальди, Баха. Среди участников — звезда Пермской оперы Надежда Павлова. То, что речь тем не менее не идет об академической, музейной истории, гарантирует первая строка афиши: автор спектакля — Кирилл Серебренников.


концерт

Super Collection Orchestra Клуб Pluton 26 декабря, 20.00

Рекорд-лейбл Ивана Дорна «Мастерская» — одна из самых заметных ячеек шоу-бизнеса на одной шестой части суши. И не важно, по какую сторону российско-украинской границы находится в конкретный момент времени ее предводитель. Дело все равно делается. Super Collection Orchestra — не слишком броское название для группы. Свой стиль полюбившиеся киевлянину петербургские музыканты называют freepop — лучше бы так и назвались. Музыка у группы в основном легкая, но заносчивая и малопредсказуемая. Скажем сразу: на Дорна не похожа.


фильм

Монолог Кинотеатр «Иллюзион» 27 декабря, 19.00

Шедевр «ленинградской школы кино», фильм ленфильмовского режиссера Ильи Авербаха по сценарию Евгения Габриловича, в котором свою лучшую роль — академика Сретенского — сыграл Михаил Глузский. Картина была представлена в основном конкурсе Каннского фестиваля 1973 года. «Монолог» открывает небольшой цикл показов «Семейный портрет» в кинотеатре «Иллюзион», в который также вошли позднесоветские драмы «Жена ушла» Динары Асановой и «Прости» Эрнеста Ясана.


концерт

Ульрих Шнаусс Клуб Pluton 27 декабря, 19.00

В серии концертов, инспирированной модным московским фестивалем Synthposium, состоится выступление немецкого электронного продюсера Ульриха Шнаусса. Его всегда увлекали различные варианты смешения электроники с шугейзом и постпанком, а с поп-мейнстримом он пересекался редко, в основном на поле ремиксов. Ему среди прочего принадлежат переработки хитов Depeche Mode, SIA и Asobi Seksu. Пик карьеры Ульриха Шнаусса — участие в группе Tangerine Dream. На данный момент Шнаусс числится в легендарном коллективе клавишником и, как утверждают коллеги по группе, серьезно влияет на ее саунд.


Фото: Studio Ghibli

мультфильм

Унесенные призраками с 27 декабря

Почти новогоднее чудо — выпуск в повторный прокат анимационных фильмов японского гения, основателя легендарной студии «Гибли» Хаяо Миядзаки, который открывается его главным шедевром, фэнтезийным аниме о приключениях девочки Тихиро в городе призраков, получившим «Оскар» за лучший анимационный фильм и «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале 2002 года. Всего компания «Пионер» выпустит в российский прокат 17 фильмов «Гибли», среди которых все главные фильмы Миядзаки: «Небесный замок Лапута», «Принцесса Мононоке», «Мой сосед Тоторо» и др. Кажется, вечная проблема «на что пойти с детьми в кино?» на ближайший год решена.


Фото: «Bazelevs Distribution»

фильм

Елки Последние с 27 декабря

Седьмой и последний выпуск главной российской кинофраншизы, ставшей своеобразной энциклопедией жизни Российской Федерации 2010-х и эталоном кассового кинематографа этого периода. Полнометражный «Голубой огонек» с обязательным участием звезд всех поколений ежегодно пересобирал пазл новогоднего фильма, главными деталями которого неизменно оставались оливье, Иван Ургант и бой кремлевских курантов. Три года назад «Елки» удостоились антифильма «Страна ОЗ» Василия Сигарева, снятого в знак протеста против пластмассового хоровода доброты и бесконечного счастья со слезами на глазах народных артистов. Теперь, похоже, от этого устали и сами создатели франшизы.


Фото: Кинокомпания СТВ, Анимационная студия Мельница

мультфильм

Три богатыря и наследница престола с 27 декабря

Очередной выпуск приключений трех богатырей примечателен тем, что, во-первых, его режиссером впервые с 2004 года, то есть с самой первой серии франшизы «Алеша Попович и Тугарин Змей», стал дважды номинант на премию «Оскар» Константин Бронзит, а во-вторых, актуальнейшим сюжетным поворотом. Бессменный киевский князь, плохо себя почувствовав, проводит операцию «преемник». Точнее, «преемница», поскольку наследницей престола становится его племянница Забава, живущая в Царьграде, откуда ее и должны этапировать в Киев заглавные герои мультфильма.


Вся лента