На службе у человека

Робототехника

Общее старение населения, рост стоимости человеческого труда и удешевление роботизированных систем — основные факторы, способствующие развитию рынка роботов во всем мире. Российский рынок нельзя назвать зрелым — он только начал формироваться, но проникновение роботов во все сферы жизни и производства неизбежно будет расти.

Один из самых успешных российских робопроектов — Promobot: роботы, умеющие распознавать речь и лица и общаться на разные темы, продаются уже почти в 30 странах мира

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

По данным Международной федерации робототехники (IFR), в 2017 году в России на 10 тыс. рабочих приходилось 4 промышленных робота, тогда как среднее количество в мире — 85 роботов на то же число трудящихся. Плотность роботизации в Европе — 106 роботов на 10 тыс. рабочих, занятых в промышленности, в Америке и Азии эти цифры составляли 91 и 75 роботов соответственно. Страны—лидеры по этому показателю: Южная Корея — 710, Германия — 322, Япония — 308 роботов на 10 тыс. рабочих. Самый высокий темп роботизации показывает Китай: в 2009 году — 11 роботов на 10 тыс. трудящихся. В 2017-м — уже 97 роботов на то же число рабочих.

Эксперты IFR прогнозируют, что к 2021 году в мире будет задействовано 4 млн промышленных роботов. На конец 2017 года их насчитывалось 2 млн. Согласно отчету федерации, всеобщий мировой тренд по цифровизации производства («Индустрия 4.0») играет все более важную роль в глобальном производстве. Исключением здесь не является и наша страна: в 2017 году в России было поставлено 711 промышленных роботов, что практически вдвое превышает показатель 2016 года (358 роботов).

Главными драйверами роста рынка робототехники в 2017 году стали металлургическая отрасль (+55%) и электронная промышленность (+33%). Продажи роботов в автомобилестроении увеличились на 22%, при этом доля индустрии в продажах занимает 33% в 2017 году. Доля роботов в электронной промышленности, согласно IFR World Robotics 2018,— 32%.

Не развлечения ради

Все более или менее успешные робототехнические проекты в России имеют отраслевое применение, поясняет “Ъ” исполнительный директор форума Skolkovo Robotics Ольга Аврясова. Одна из самых известных российских робототехнических компаний работает в медицинской сфере — это «Экзоатлет», разработчик медицинских экзоскелетов для реабилитации. За сравнительно короткий срок (компания зарегистрирована в конце 2014 года) проект прошел путь от прототипа до продукта, который продается на международном рынке.

Сейчас реабилитацию в экзоскелете российского производства можно пройти более чем в 20 клиниках страны, это в том числе доступно по ОМС. Компания активно работает и на международном рынке: открыты офисы в Южной Корее и Люксембурге, при этом последний открыт при инвестиционной поддержке корейских партнеров компании. «По данным IFR, Корея — самая роботизированная страна. Поэтому инвестиции в российскую разработку подтверждают высокую оценку уровня технологии»,— подчеркивает госпожа Аврясова. «Экзоатлет» получил в Корее сертификацию KFDA, который дает право продавать экзоскелеты как медицинские приборы. В компании обнародовали планы открыть офисы в Японии, США, Китае и Индии.

Другой важный медицинский проект — хирургический робот, разработанный профессором, членом-корреспондентом РАН и заслуженным деятелем науки РФ Дмитрием Пушкарем и профессором Института конструкторско-технологической информатики РАН Сергеем Шептуновым. Разработка помогает хирургам проводить операции с точностью до 5–6 микрон (для сравнения: толщина человеческого волоса — около 75 микрон). Благодаря высокой мобильности робота-хирурга — вес 4,5 кг, длина 20 см — специалист может провести с его помощью операцию в любой региональной клинике.

Но самый, пожалуй, известный на сегодня российский робот — Promobot. Собеседники “Ъ” называют развитие проекта феноменальным: компания начиналась как студенческая разработка в Перми, сейчас же промо-роботы успешно работают в 28 странах мира. За пластиковым корпусом робота скрываются серьезные научные разработки в области искусственного интеллекта, мехатроники и социальной робототехники.

Для продвижения на зарубежные рынки Promobot использует все стандартные информационные инструменты. Роботы из России вместе с разработчиками посещают международные выставки, где их замечают будущие покупатели. «Конечно, наши бюджеты в сотни раз меньше, чем у глобальных компаний,— рассказал “Ъ” сооснователь Promobot Олег Кивокурцев.— Но наши роботы обладают высокими показателями надежности и стабильности, лучше распознают речь и лица, у них больше степеней свободы и лучше дизайн. К тому же наш проект — универсальная робототехническая платформа: на его базе реализуются кейсы, решающие узкие бизнес-задачи».

Мода или необходимость?

Робототехникой сегодня занялись компании и предприятия, которые, казалось бы, должны быть далеки от этой темы. Например, в 2017 году собственную Лабораторию робототехники открыл Сбербанк.

«Наш банк не только одно из крупнейших предприятий России в сервисном секторе экономики, но и крупная логистическая и производственная компания,— говорит руководитель Лаборатории робототехники Сбербанка Альберт Ефимов.— Ежегодно мы обрабатываем около 80 тыс. тонн наличных денег. При этом каждая из операций должна выполняться с высочайшей точностью и надежностью. Роботы работают рядом с людьми в кассово-инкассационных центрах, мы тестируем возможности беспилотников для доставки ценностей, ищем возможности для повышения производительности труда с помощью промышленных экзоскелетов».

Наиболее интересными в Сбербанке считают пять областей: промышленные коллаборативные роботы и системы на их основе, логистические роботы, беспилотные транспортные средства (воздушные и наземные), промышленные экзоскелеты и персональные ассистенты. По мнению Альберта Ефимова, в полном смысле успешных проектов в России еще нет — есть лишь подающие надежду стартапы, поэтому роболаборатория делает ставку на собственные силы. Но перспективы у российских компаний, в том числе на мировой арене, есть. «Рынки растут быстрее, чем создаются стартапы. Например, логистическая робототехника выросла за 2017 год на 168%. Ниши постоянно создаются, но открыты они только для смелых и энергичных команд»,— убежден господин Ефимов.

Три года назад в России была создана Национальная ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР), которая занялась налаживанием взаимодействия между участниками рынка и государством и презентацией российских проектов на международном рынке. Кроме того, НАУРР пытается собрать воедино статистику по производству и продажам роботов в РФ и предоставляет аналитические отчеты участникам отрасли.

«Мы общаемся с Минпромторгом, Минэкономразвития, с Фондом развития промышленности и другими организациями,— объясняет “Ъ” исполнительный директор НАУРР Алиса Конюховская.— Среди членов ассоциации — компании, производящие промышленных роботов, интеграторы, производители сервисной робототехники, научные учреждения». По ее словам, рынок в России можно назвать формирующимся — это касается как промышленной, так и сервисной робототехники. Сегмент промышленных робототехнических систем является более зрелым: на нем определены основные игроки и интеграторы, есть понимание его объемов и потребностей.

По данным ассоциации, в России в 2017 году было продано чуть более 700 промышленных роботов. При этом мировой рынок таких роботов — 380 тыс. штук. В Китае за тот же период было продано 130 тыс. роботов, а в Южной Корее, Германии, Японии, США продажи за прошлый год составили 30–40 тыс. «Столь невысокие показатели у России свидетельствуют о том, что уровень автоматизации и роботизации производств у нас остается довольно низким. При этом есть производства, которым это необходимо. Вопрос в финансовых возможностях предприятий, в объемах производства»,— считает Алиса Конюховская.

Рынок сервисной робототехники еще не сформирован, кроме того, он очень сегментирован: здесь представлены и роботы-промоутеры, и медицинские системы, и образовательные платформы. «Данные о своей работе в России предоставляют только десять компаний, хотя их на рынке на порядок больше. Не все компании хотят рассказывать о своей выручке,— сетует руководитель НАУРР.— Плюс есть разночтения — например, роботы-пылесосы чаще учитываются в статистике пылесосов, а не в робототехнической. Доильные роботы включены в отчеты по сельскохозяйственному оборудованию — они тоже часто не попадают в статистику».

В области сервисной робототехники у десяти российских компаний за год были продажи на 340 млн руб. Первое место по продажам заняли роботы для общественных мест: их продано на 144 млн руб. Образование на втором месте — 108 млн руб., на третьем медицина — около 50 млн руб. По оптимистичному сценарию рост рынка промышленной робототехники составит около 15% в год. Для сервисной робототехники НАУРР прогнозирует рост рынка на 50% в год.

Роботы не отнимут вашу работу

Роботы не существуют в вакууме: их продажи зависят от степени развития других отраслей. «Драйверами для рынка во всем мире являются автомобилестроение и производство электроники. Продажи роботов начинают расти, когда нуждающиеся в них отрасли развиваются, говорит госпожа Конюховская: «В Китае, например, бум рынка промышленных роботов начался примерно в 2010 году, когда стал бурно развиваться локальный автопром, возросло производство электроники. Государство также поддерживало автоматизацию производства и использование передовых технологий».

Обычно роботизация происходит там, где есть растущий рынок и увеличивается спрос на какую-либо продукцию, которую производят массово. В России один из трендов — рост интереса к робототехнике со стороны пищевой индустрии. В отрасли сейчас есть деньги: западные санкции привели к тому, что повысился спрос на российскую продукцию, и эти деньги сейчас доходят до обновления производств: покупателями робототехнических систем становятся предприятия пищевой промышленности.

Еще один важный вопрос: роботы дешевле или дороже людей? За рубежом — в Европе и теперь уже в Китае — роботы обходятся производствам дешевле, чем люди, поэтому они ставятся на хорошо детализированные рутинные операции. «Например, есть такая работа — перекладывать сосиски на конвейерной ленте. Благодаря роботизации люди переводятся на другие, более интеллектуальные задачи»,— заключает Алиса Конюховская.

Статистика показывает, что и в Китае, и в Германии, и в США рост продаж автомобилей приводил к необходимости расширять производства, устанавливать новое оборудование. Параллельно с этим происходило создание новых рабочих мест. Роботы позволяют делать предприятия более эффективными, производить больше товара, увеличивать долю на рынке. Благодаря этому производство расширяется и возникают новые рабочие места. Данные по рынку промышленных роботов в США и по числу безработных показали интересную корреляцию: в моменты, когда проседали продажи роботов, росло число безработных. Во время экономических трудностей производства сокращают расходы — это отражается и на людях, и на роботах.

Проблема роботов и рабочих мест раздута СМИ, уверена Алиса Конюховская: «В обществе сформировано мнение, что роботы — это угроза. Все насмотрелись "Терминатора" и ждут, когда антропоморфные роботы придут и захватят мир. Это очень распространенная иллюзия: робоапокалипсис почти не отличается в представлениях множества людей от зомбиапокалипсиса. Это понятно: люди в основном видят роботов в кино, а там сильно утрируют эту тему и образы. А СМИ любят громкие заголовки. "Роботы заберут половину рабочих мест" — это звучит громко. На самом же деле роботы помогают формированию новых рабочих мест и новой экономики».

Марина Эфендиева

Вся лента