На ковре-самолете

Или как научиться ни в чем себе не отказывать

В салоне Rolls-Royce Phantom есть опция Privacy Suite — стеклянная перегородка, отделяющая дорогих пассажиров от водителя. В Rolls-Royce Cullinan стеклянная перегородка может отделять пассажирский салон от багажного отделения. В этой разнице гораздо больше смысла, чем может показаться на первый взгляд. Водителю Cullinan не от кого отгораживаться, кроме как от своих болотных сапог или акваланга. Скорее всего, он тут хозяин и в салоне все свои.

При движении по бездорожью электронно-управляемые амортизаторы используют систему компрессии воздуха, оказывая давление на то колесо, которое в отдельный момент теряет сцепление с рельефом. Таким образом, для всех четырех колес обеспечивается постоянный контакт с поверхностью и оптимальное распределение крутящего момента.

Фото: Rolls-Royce

Дмитрий Гронский Фото Rolls-Royce

Услышав, что я пакую чемодан в штат Вайоминг, мой друг, проживающий в США два десятка лет и немного по стране поездивший, написал мне:

"Это настоящая американская жопа. Там ничего нет... Ну, кроме Йеллоустонского вулкана, который, по мнению ученых, рано или поздно взорвется и похоронит весь американский континент..."

Я вот здесь процитировал это смешное слово из четырех букв и задумался. Не кощунство ли? Не снижает ли это пафос повествования? Чай не про корыто какое пишем, чтобы оперировать подзаборной лексикой. "О высоком надо говорить высокими словами" - учил нас Фридрих Ницше. Но потом вспомнил интервью одной знаменитой британской актрисы. "Я настоящая англичанка", - веско заметила она. "В чем это выражается?" - решил уточнить корреспондент. "Ну, хотя бы в том, что я смеюсь анекдотам про дерьмо и про задницу".

Город, в котором мы приземлились после шестичасового перелета от Нью-Йорка с пересадкой в Солт-Лейк-Сити, назывался Джексон-Хоул. Если кто забыл, hole переводится с английского как "дыра".

Восемь с чем-то тысяч населения, салуны и магазинчики как в фильмах про ковбоев. Вокруг - горы. Дыра дырой. Что стало причиной обустройства премьеры автомобиля в столь странном месте?

Ответ дал директор по коммуникациям компании Rolls-Royce Motor Cars Ричард Картер. На одном из слайдов его презентации была приведена карта Америки, на которой более темными были помечены места с наибольшей концентрацией миллионеров на одну квадратную милю. Так вот, самым насыщенным по цвету был не Нью-Йорк, не Лос-Анджелес и не Майами, а как раз вот эта вот "Джексон-дыра". Следующий слайд - летное поле в местном аэропорту. На нем, как легковушки возле гипермаркета, стоят рядами десятки бизнес-джетов. Следующие слайды: Билл Гейтс, Сандра Буллок, Канье Уэст... Кто-то сюда приезжает насладиться безлюдьем и природными красотами, а у кого-то тут есть собственное ранчо. И наконец, еще картинка - на вершине горы стоит непонятно как заехавший туда Rolls-Royce Phantom, а рядом... вертолет. Так вот, настало время, когда пересаживаться в геликоптер не придется. Потому что Cullinan по замыслу его создателей - это "роскошь без границ".

Контракт рисовальщика

Презентация автомобиля проходила в крохотном, но уютном конференц-холле отеля в десяти минутах езды от Джексона. И настоящим именинником тут выглядел главный дизайнер экстерьеров Rolls-Royce Феликс Килбертус. Это его кто-то из коллег спросил с приписываемой американцам простотой: "Why so boxy?" - почему, мол, автомобиль, имеет форму коробки?

Вероятно, этот вопрос художнику задают часто. "Ну, смотрите, - тут же ответил он, - кузова лимузинов нашей марки отличаются плавностью и изяществом. Но тут мы имеем дело с внедорожником. У внедорожника на первом месте должна быть геометрическая проходимость, а стало быть, короткие передний и задний свесы. По тем же "внедорожным" причинам мы не могли делать характерную для марки сужающуюся корму. Или элегантную покатую крышу - если вы обратите внимание, пассажиры заднего ряда в Cullinan сидят чуть выше пассажиров переднего, и у них должны быть и окна высокие. В совокупности со стеклянной крышей это дает отличную обзорность..."

Я слушал это, и думал совсем о другом. Г-н Килбертус родился в 1978 году. Прикладному дизайну учился в Линце. Работал на Renault и Nissan. И еще в ноябре 2015 года раздавал интервью про то, как из Mazda MX-5 соорудил Fiat 124 Spider. То есть, когда он перешел в Rolls-Royce, до официальной премьеры Cullinan оставалась всего пара лет. А если учесть, что испытания закамуфлированного "под хохлому" внедорожника начались чуть не за полтора года до премьеры, а до этого была подготовка производства, над дизайном размышляли и вовсе давно. Неужели австриец все же успел приложить к "Кулинену" руку, чтобы ходить сейчас в именинниках?

Но что есть, то есть. И художнику можно только позавидовать. Ты еще достаточно молодой человек, но уже можешь сказать: "Я нарисовал первый внедорожник марки Rolls-Royce". Впрочем, Феликс, судя по всему, человек довольно скромный и совсем не "гуглабельный". Если начать искать про него что-то в интернете, то вы гораздо больше узнаете про Дзержинского и про корм для кошек Felix.

"Как ему вообще доверили этот проект, учитывая то, что среднестатистические покупатели Rolls-Royce ему в отцы годятся и, как мы привыкли думать, люди достаточно консервативные?" Этот вопрос я задал Франку Тиманну, руководителю по корпоративным коммуникациям Rolls-Royce Motor Cars в Восточной Европе, оказавшемуся моим попутчиком на отрезке шоссе, повторявшем изгибы Змеиной реки в Вайоминге.

"У него и вся команда молодая, между прочим. Но поскольку мы создаем эксклюзивные автомобили, то очень много работаем с каждым конкретным клиентом. Поэтому нам удается найти гармонию между классикой, тем, что можно считать главными ценностями марки, и какими-то прогрессивными идеями современности. Это один момент. Второй - статистика наших продаж за последние годы говорит о том, что средний возраст покупателей автомобилей Rolls-Royce снижается. А клиенты Cullinan, как автомобиля, адресованного активным, стремящимся путешествовать людям, будут еще моложе".

Служба одного окна

"Путешествовать" мы начали сразу, с утра. Отправились на гору. Буквально в черте города. Зимой тут катаются на лыжах. А сейчас под линией работающего подъемника проложена зигзагами тропа, по которой люди прогуливаются с собаками и занимаются бегом трусцой.

В принципе, я ни секунды не сомневался в том, что этот автомобиль способен был бы въехать в эту гору не "галсами", а по прямой, под ползущими непонятно для кого лавочками подъемника. Чтобы получить в свое распоряжение все 850 Нм, не нужно даже сильно жать на газ - пик момента доступен с 1600 об/мин. В Cullinan, как и в других автомобилях марки, нет тахометра. Вместо него тут шкала запаса мощности. Забегая вперед, скажу, что, стартуя со ста процентов, стрелка этого уникального прибора, в каких бы мы режимах ни ехали, показывала, что задействуем мы едва ли треть возможностей машины.

В маневрировании на узких пятачках серпантинных изгибов, где в один прием не проехать и приходится крутить руль и пятиться, Cullinan оказался на удивление легким в управлении. Поскольку автомобиль адресован водителю, диаметр рулевого колеса тут меньше, чем у "Фантома", но обод толще. Высокая посадка позволяет без труда чувствовать габариты, хотя длина кузова Cullinan без малого пять с половиной метров. Ну, а на всякий случай можно поглядывать на центральный дисплей. Который тебе показывает не только препятствие, но и пропасть. Когда сдаешь назад, горизонтальные красные деления обозначают, сколько метров у тебя осталось до обрыва.

На вершине нам продемонстрировали, как работает "помощник спуска с горы". Ты только рулишь и прибавляешь-убавляешь скорость рычажком на руле. Но конечно же, куда интереснее, спускаться с горы самому. Нам представилась такая возможность чуть позже. На безлюдной лесной дороге, где можно было не опасаться, что под колеса тебе попадутся Билл Гейтс с Сандрой Буллок. Сначала я ехал под гору осторожно, но после каждого поворота наращивал и наращивал скорость, не обращая уже внимания на кочки и глубокие рытвины, промытые ручьями. Было полное чувство, что автомобиль движется... ну, как на магнитной подушке, что ли. Уже потом, углубившись в чтение пресс-релиза, я стукнул себя по лбу: "Ну конечно - ковер-самолет". Именно с передвижением на этом, пришедшем к нам из арабских сказок, транспортном средстве сравнила поездку на внедорожнике Rolls-Royce Хайке-Каролина Крисмер, руководитель команды инженеров проекта Cullinan.

Бортовой компьютер ежесекундно производит миллионы вычислений, контролируя настройки амортизаторов: система реагирует на ускорение кузова и колес, усилие, прилагаемое к рулевому управлению, и данные с камер... Впрочем, надо ли портить магию волшебства техническими терминами?

Насколько я правильно понял, сама философия машины такова, что ее владельцу хотели преподнести прежде всего красивый и удобный предмет роскоши, а не сверхдорогой гаджет, в меню которого надо постоянно копаться. Внедорожные способности здесь активируются одной кнопкой на центральном тоннеле с надписью "Off-Road". Помните, в пелевинском "Generation П" у героя был мобильный телефон с... одной кнопкой. Она просто соединяла его с секретаршей. Нет, здесь, конечно, тоже можно полезть в настройки, выбирая "влажную траву", "грязь" или "снег". Только зачем?

Незачем спешить

Тут надо сказать и про еще один принцип, которому следовали те, кто создавал Cullinan. Позволю себе цитату. "И нам, и нашим клиентам не хотелось бы превращения Rolls-Royce в обыденный SUV с присущими ему компромиссами. Такими компромиссами обычно становятся ухудшение шумоизоляции в салоне из-за двухобъемной конструкции кузова, использование общих для ряда моделей платформ, что сказывается как на динамике, так и на комфорте. К тому же такие автомобили, как правило, бывают хороши либо на трассе, либо на бездорожье..."

Что касается трассы, то она там плавно стелилась под колеса автомобиля, мчавшего вдоль изгибов Змеиной реки, а мы с коллегой так были увлечены беседой - даже на большой скорости в Cullinan можно общаться вполголоса, - что сидевший на заднем кресле г-н Тиманн вынужден был как бы невзначай заметить: "Вам уже четверть часа навигация подсказывает, что вы пропустили правый поворот".

Ну а про "использование общей для ряда моделей платформы" - понятно, в чей огород камешек. Но выяснять отношений никто не будет. И вообще, поездив на внедорожнике Rolls-Royce и пообщавшись с людьми, которые его создали, я понял, что эти автомобили адресованы тем, кому уже не надо никому ничего доказывать или чему-то соответствовать. Которые будут смеяться, если смешно, не думая о том, что этот анекдот неприличный. И которые если спешат, то только для того, чтобы успеть заехать на горный хребет и насладиться оттуда видом на закат.

У Cullinan, кстати, для этого есть два креслица, выдвигающихся из пола багажника. Очень, скажу я вам, удобных.

Все кожаные поверхности салона, с которыми соприкасается водитель или пассажир, - включая подлокотники на передних дверях, крышку-подлокотник центральной консоли, обивку задних стоек и центральный подлокотник сзади - оборудованы обогревом.

Фото: Rolls-Royce

Rolls-Royce Cullinan

 
Двигатель, типбензиновый V12
Рабочий объем, куб. см6750
Максимальная мощность, л. с. при об/мин571 при 5000
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин850 при 1600
Разгон до 100 км/ч, с5,2
Максимальная скорость, км/ч250
Средний расход топлива, л. на 100 км15,0
Собственная масса, кг2660
Длина, ширина, высота, см5341, 2164, 1835
Вся лента