Расписание недели

30 ноября — 7 декабря


фестиваль

Живое слово Электротеатр «Станиславский» 30 ноября — 2 декабря

В литературе тоже есть своя доля совриска — разумеется, такая же спорная, как в любом другом виде искусства, и точно так же предполагающая, что художественное произведение не может в наши дни ограничиваться какой-то одной формой бытия — например, книгой. Фестиваль актуальной литературы недаром носит подзаголовок «Post-Babel», то есть «пост-Вавилон» — поиски взаимопонимания в современной художественной среде сегодня происходят бурно, хотя и не обязательно хаотично. Выяснять, что сегодня можно назвать литературой, а что — нет, будут авторы из восьми стран, Россию представляют Павел Пепперштейн, Алиса Ганиева и Анна Немзер. Кроме дискуссий и докладов, в программе есть и кинопоказы, и перформансы, и мастер-классы.


Фото: Isabel Infantes/PA Wire/ТАСС

концерт

Том Греннан Клуб Red 3 декабря, 20.00

Молодой человек из Бедфорда по имени Том Греннан в этом году оказался темной лошадкой ежегодного московского Ahmad Tea Music Festival. Из всех его участников он был меньше всего знаком публике, но уехал из столицы настоящей звездой и с ангажементом на сольный концерт. Вместе с такими артистами, как Джон Ньюман или Джордж Эзра, он составляет своего рода товарную линейку молодого английского соула. На полках цифровых музыкальных магазинов они нередко маркируются и как «поп», и в случае с Греннаном это вполне оправданно.


Фото: Дарья Ястребова

спектакль

Мизантроп «Гоголь-центр» 3, 4 декабря, 20.00

Расписание судебных заседаний по так называемому «делу Седьмой студии» уже превратилось в своего рода постоянную часть московской театральной афиши — а в остающемся без художественного руководителя «Гоголь-центре» сезон продолжается без видимых авралов и сбоев, каких бы усилий это ни стоило дирекции и труппе. Ближайшая премьера — «Мизантроп» Мольера в новом, специально для постановки сделанном переводе Дмитрия Быкова, что само по себе важное событие. В заглавной роли — кинодебютант года (с фильмом «Кислота») Александр Горчилин. Действие происходит, кто бы сомневался, в эпоху мессенджеров и соцсетей, но центральный вопрос со времен Мольера остался неизменным: какой катастрофой чревато появление в общественном пространстве человека, который твердо решил говорить правду, только правду и ничего, кроме правды?


Фото: Владимир Потапов

выставка

Все палитры попадают в рай ЦСИ «Винзавод», Цех Белого 4 декабря — 20 января

Диалог поколений на примере двух «живописцев после живописи». Владимир Дубосарский отбросил иронию, устал убивать в себе живописца и пишет «девушек, освещенных солнцем» так, как будто все — и сифилис в живописи, и самое живопись — позволено. Владимир Потапов пишет «по дискурсу» — постмедиальность, память, травма и другие маложивописные материи.


Фото: vk.com/allyouneedisgaft

концерт

ГафтКлуб Glastonberry4 декабря, 20.00

Кого-то удивит даже сам факт существования в природе группы с названием «Гафт». Но на этом чудеса не заканчиваются. Группа «Гафт» делает разномастный и разноязыкий альтернативный рок, который еще и искусно организован в интернете, сайт «Гафта» — заоблачная вершина в веб-дизайне. На концерте в клубе Glastonberry группа представит новый альбом, а управлять видеорядом петербуржцы позвали кинорежиссера Ивана Жербина. Кстати, сами музыканты называют свою группу не группой, а сектой.


Фото: предоставлено пресс-службой Фестиваля NET

спектакль

Соль земли Малая сцена Театра наций 5, 6 декабря, 19.00

Фестиваль нового европейского театра NET в этом году открывается позже обычного — зато продлится почти до Нового года. Помимо хорошо знакомых хедлайнеров, таких как Кристоф Марталер и эстонский театр NO99, в Москву приедет, к примеру, замечательная труппа из Израиля с камерной инсценировкой эпического романа Амоса Кейнана — про бегство из пустыни в пустыню, про поиск убежища и приюта. Библейская метафора здесь реализована буквально и необыкновенно живописно: несколько центнеров соли действительно составляют всю материальную среду этого спектакля.


Фото: Anna Rozhetska

концерт

Theodor Bastard ЦДХ 5 декабря, 20.00

Санкт-Петербургская группа — заслуженные мастера околоэтнического звукового производства. В прошлом году они даже получили только что появившуюся премию Russian World Music Award с формулировкой «за вклад в развитие этномузыки». При этом творческий диапазон Федора Сволочи и Яны Вевы гораздо шире, чем адаптация фольклора для широких масс. Например, они успешно работают на ниве создания музыки для компьютерных игр. Грядущий концерт в ЦДХ посвящен 10-летию выхода особо чтимого фанатами группы альбома «Белое».


Фото: предоставлено пресс-службой музея

выставка

Матвей Казаков и допожарная Москва Музей архитектуры 5 декабря — 10 марта

Выставка к 280-летию главного московского архитектора эпохи классицизма, преданного ученика Витрувия и Палладио, Матвея Казакова (1738–1812). Наследие зодчего представлено в его собственных проектах, архитектурной графике, видовых гравюрах и объемных моделях, а также в знаменитых «Альбомах Казакова», считающихся архитектурной энциклопедией допожарной Москвы. Казаковскую атмосферу реконструируют также при помощи акварелей с видами Москвы, рисованных его современниками, коллекций мебели и прикладного искусства эпохи. В выставке, кроме МУАРа, участвуют Эрмитаж, ГМИИ, Русский музей, Музей Академии художеств, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Исторический музей и ряд архивов — обещают что-то вроде блокбастера.


Фото: предоставлено пресс-службой музея

выставка

Анастасия Вепрева. Легко ВДНХ, павильон №34 «Космос» 5 декабря — 8 января

Последняя выставка проекта «Взлет» в этом сезоне: куратор и галерист Сергей Попов представляет победительницу «взлетного» конкурса для молодых художников Анастасию Вепреву. Выпускница и активистка Школы вовлеченного искусства «Что делать», Анастасия Вепрева в форме «рисуночной» инсталляции размышляет об истории и исторических травмах, увиденных с почти космической высоты.


Фото: предоставлено "Бедуш & Маренникова"

выставка

Гламур 80-х ВДНХ, павильон №16 «Гидрометеорология» 5 декабря — 7 марта

Третья выставка историка моды Александра Васильева, основанная на его богатейшей коллекции. Chanel, Christian Dior, Yves Saint Laurent, Givenchy, Pierre Balmain, Claude Montana, Issey Miyake, Yohji Yamamoto,— мы научились вам, блаженные слова, в 1980-е, вначале по импортным модным журналам, потом по привезенным из первых настоящих «загранок» образцам. Журналы мод, фотографии и сам предмет вожделения — наряды, обувь, сумочки, украшения — предстанут на выставке во всем блеске гламурной эпохи: блестки и стразы, леопард и люрекс, накладные плечи и фонарики, широкие пояса и ажурные колготки, фантастические силуэты, эрос и танатос.


Фото: Екатерина Цветкова / МХТ им. А.П.Чехова

спектакль

ХХ век. Бал МХТ им. А.П. Чехова 5, 6 декабря, 19.00

Алла Сигалова, хореограф и режиссер-постановщик спектакля, говорит, что он должен стать своего рода собранием образов и тем ушедшего века,— и это сразу вызывает в памяти легендарный фильм Этторе Сколы «Бал». Там танец становился зримым образом движения времени, ностальгическим и жестоким одновременно. В новой премьере Художественного театра заняты больше четырех десятков актеров труппы, а у Аллы Сигаловой в данном случае есть еще и очень неожиданный соавтор — генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст. Ждем старые танцы о главном.


Фото: UPI

фильм

Хроники хищных городов с 6 декабря

«Безумный Макс» встречает «Темную башню»: экранизация дебютного стимпанк-романа Филипа Рива «Смертные машины», действие которого происходит через тысячу лет после 60-минутной войны, уничтожившей цивилизацию. По разрушенной земле передвигаются мегаполисы, которые ведут охоту на небольшие поселения. Продюсером и сценаристом новой фантастической эпопеи Кристиана Риверса («Оскар» за визуальные эффекты в «Кинг-Конге») выступил Питер Джексон.


Фото: Пионер

фильм

Один король — одна Франция с 6 декабря

Пышная костюмная драма Пьера Шоллера о Великой французской революции из внеконкурсной программы Венецианского фестиваля со звездным актерским составом: в роли Робеспьера — Луи Гаррель, Марата играет Дени Лаван.


Фото: Артдокфест

фестиваль

Артдокфест 6 —12 декабря

В последнее время программа «Артдокфеста» состояла из фильмов-событий, режиссеры которых не боялись затрагивать самые острые и актуальные темы политической жизни страны. Фестиваль неоднократно подвергался открытой критике властей, а в прошлом году несколько показов фильма Беаты Бубенец «Полет пули», снятого на Донбассе, были сорваны провокаторами. Программа 12-го «Артдокфеста» выглядит менее политизированной.

Подробнее о программе фестиваля — Ксения Рождественская


Фото: Ракета Релизинг

фильм

Мне по кайфу с 6 декабря

Бенуа Делепин и Гюстав Керверн — лидеры «новой французской комедии», довольно специального жанра фильмов с великими артистами, которые разыгрывают в декорациях современной Франции абсурдные и горькие истории про неудачников, интонационно чем-то напоминающие Георгия Данелию времен «Афони» и «Мимино». Таким был их «Последний мамонт Франции» (2010) с Жераром Депардье, который сыграл вышедшего на пенсию мясника, собирающего справки для пенсионного фонда. Теперь очередь за Жаном Дюжарденом («Артист»), играющим афериста-неудачника Жака, влюбленного в капитализм.


Фото: A-One Films / Russian World Vision

фильм

Дом, который построил Джек с 6 декабря

В историю о серийном убийце Джеке с амбициями большого художника фон Триер упаковал кровавый дайджест из собственных фильмов, усердно подмигивая публике Каннского фестиваля, где прошла мировая премьера картины. Если раньше фон Триер просто манипулировал чувствами своих зрителей, то теперь не стесняясь бьет их молотком по голове — подобно герою его же знаменитой короткометражки из альманаха «У каждого свое кино».

Подробнее — Василий Степанов


Фото: Bitters End

фильм

Асако 1 и 2 «Каро 11 Октябрь» 30 ноября, 20.00

В рамках завершающегося Фестиваля японского кино в Москве покажут фильм Рюсукэ Хамагути «Асако 1 и 2», участника основного конкурса Каннского фестиваля этого года. Режиссер, начинавший когда-то со студенческого ремейка «Соляриса», прославившийся пятичасовым фильмом-импровизацией «Счастливый час», на этот раз снял историю любви, отсылающую к французскому кинематографу 1960-х.

Подробнее — Алексей Васильев


Вся лента