«Важна возможность одновременно увидеть и сравнить оба полотна»

Дмитрий Буткевич — о выставке Караваджо в Париже

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о главных экспонатах выставки Караваджо в парижском музее Жакмар-Андре.

Фото: Антон Ваганов, Коммерсантъ

И снова о художнике Микеланджело Меризи да Караваджо — люблю я этого мастера. В парижском музее Жакмар-Андре открыта выставка «Римский период Караваджо. Его друзья и враги». Десять работ XVI века впервые демонстрируются во Франции, среди них «Лютнист» или «Лютнистка» — это до конца не выяснено — полотно 1595-96-х годов из Эрмитажа.

The Art Newspaper пишет о спорном решении кураторов, включивших в экспозицию сразу две версии холста «Экстаз Марии Магдалины». Работы выглядят совершенно одинаково. Одна из них была написана в середине первого десятилетия XVII века и открыта вскоре после Второй мировой войны знаменитым историком искусств Роберто Лонги. Вторая, как принято говорить, находилась в европейской частной коллекции и появилась на публике лишь в 2014 году. Картина датирована 1606 годом и атрибутирована как подлинник Караваджо Миной Грегори — итальянским искусствоведом и экспертом по творчеству художника. Вот и в нынешнем парижском каталоге Грегори пишет, что «техника и стилистика полотна, несомненно, подтверждают руку мастера: качество исполнения, интенсивность выражения».

Грегори отчасти основывает свою атрибуцию на восковой таможенной печати Ватикана XVII века, обнаруженной на обороте полотна. Оттиск сообщает, что картина предназначалась кардиналу Боргезе из Рима. Возможно, работа была отправлена в Неаполь маркизе Констанце Колонне, одной из главных покровительниц художника, которая, вероятно, была посредником при передаче полотна кардиналу.

Кто-то из ученых-искусствоведов поддерживает Грегори, кто-то утверждает, что прав был Лонги, считая ранее найденную «Магдалину» подлинником. Некоторые уверяют, что обе работы — копии XVII века с утраченного или просто не найденного оригинала. В любом случае важна возможность одновременно увидеть и сравнить оба полотна. Она есть у каждого: выставка в музее Жакмар-Андре, расположенном в 8 округе Парижа рядом с Елисейскими Полями, продлится до 28 января.

Вся лента