Расписание недели

23 – 29 ноября


Фото: предоставлено пресс-службой ММСИ

выставка

Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре до 27 января

Ретроспектива к 75-летию художника, в молодости бывшего легендой андерграундного Ленинграда, но позднее несколько испортившего свою легендарную репутацию китчем, пафосом и гиперактивностью. Покажут более 250 творений Михаила Шемякина: графику, живопись, скульптуру, театр, анимацию, серии «Коконы», «Тротуары Парижа», «Гражданская война», «Капли», «Гербарий» «Загадки» и «Говоры», «мета-бюсты», работы для Мариинки и «Союзмультфильма». Куратор и архитектор выставки Алексей Трегубов намерен справиться со всей этой бесконечной «гофманиадой», разложив ее по полочкам, то есть по «лабораториям-мастерским».


Фото: Молдова-фильм

фильм

Человек идет за солнцем «Иллюзион» 23 ноября, 20.00; 27 ноября, 13.00

В рамках ретроспективы Михаила Калика покажут фильм «Человек идет за солнцем». История о мальчике, решившем проверить теорию о том, что если пойти за солнцем, то обойдешь вокруг Земли и вернешься туда, откуда вышел, считается отправной точкой одновременно и для оттепельного, и поэтического, и нововолнового советского кино.

Подробнее — Алексей Васильев


концерт

God Is An Astronaut «ГлавClub» 23 ноября, 20.00

Согласно самому распространенному определению, в музыке, именуемой «построк», гитары используются для создания тембров и текстур, а не риффов и аккордов, как в роке обыкновенном. Ирландская группа God Is An Astronaut занимается этим уже больше 15 лет. Свой нынешний приезд в Москву музыканты организовали в рамках турне в поддержку нового альбома «Epitaph».


Фото: Третьяковская галерея

выставка

Арлекины Серебряного века. К.А. Сомов, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке 23 ноября — 19 мая

Лейтмотив петербургского Серебряного века в графике трех наиболее театральных и карнавальных мирискусников — Константина Сомова, Николая Сапунова и Сергея Судейкина. Балаганчики, маскарады, веселые смерти, кривые зеркала, привалы комедиантов и бродячие собаки — одним словом, look at the Harlequins!


Фото: Алексей Куденко, Коммерсантъ

балет

Чайка Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко 23, 24 ноября, 19.00

Строго говоря, «Чайка» Джона Ноймайера никакая не премьера: премьера мировая была в 2002 году, а российская — в 2007-м, на этой же сцене. Тогда «Чайка» была принята как главное событие музыкального сезона. Сейчас в Стасике состоится возобновление российской версии при деятельном участии самого хореографа. Давно признанная эталонной хореографической классикой ХХI века, постановка до сих пор осталась непревзойденной, ни одному хореографу после Ноймайера (да, кстати, и самому Ноймайеру) с тех пор не удалось повторить чеховскую атмосферу, царящую в этой «Чайке», в которой актрисы превращены в балерин, а писатели — в балетмейстеров.


Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

фильм

Оскар Государственная Третьяковская галерея (Инженерный корпус) 25 ноября, 13.30

Мемориальный показ документального фильма об основателе художественной группы «Лианозово» художнике Оскаре Рабине, ушедшем из жизни в год своего 90-летия, 7 ноября 2018 года. «Оскар» — вторая часть дилогии «От барака до Парижа» Евгения Цымбала и Александра Смолянского. Первая – «Валентина Кропивницкая: В поисках потерянного рая», посвященная жене Оскара Рабина,— была в 2016 году награждена премией «Ника» как лучший документальный фильм.


Фото: Дарья Пичугина

спектакль

Тартюф Театральный центр «На Страстном» 26 ноября, 19.00

Компактные двухдневные гастроли петербургского театра «Мастерская» под руководством Григория Козлова — это две проверенные постановки прошлых лет («Женитьба Бальзаминова» и «Бременские музыканты») и самая успешная премьера прошлого сезона: мольеровский «Тартюф». Вообще, новых удачных интерпретаций этой пьесы в последние годы появилось немало — вариации на тему губительности ложного благочестия интересуют не только русский театр, но и европейский. В спектакле Григория Козлова, кажется, действует самый обаятельный Тартюф из всех существующих — эстет, поэт и сибарит. Как тут не понять семейство Оргона, поддавшееся соблазну во всех смыслах слова.


Фото: Музей искусства и истории иудаизма, Париж

выставка

Жак Липшиц. Ретроспектива Московский музей современного искусства на Петровке 27 ноября — 3 марта

Живописцев Парижской школы родом из Российской Империи жалуют у нас явно больше, чем скульпторов. Один из виднейших скульпторов-модернистов, друг Модильяни, Гриса и Пикассо, Жак Липшиц (1891–1973) толком не выставлялся в России, если не считать открытой три года назад «Комнаты Жака Липшица» в Эрмитаже с десятком скульптур и дюжиной рисунков, переданных в дар музею наследниками. Теперь же нам обещана большая и подробная ретроспектива, сделанная Московским музеем современного искусства совместно с галереей Marlborough. В роли куратора — испанский искусствовед Косме де Бараньяно, крупный специалист по модернистской пластике.


книжная ярмарка

non/fiction ЦДХ 28 ноября — 2 декабря

Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction — это пять дней семинаров, мастер-классов, дискуссий, чтений и презентаций, но главное — лучшая возможность обеспечить себя чтением на год вперед. Поваренная книга футуриста, собрание сочинений Дмитрия Пригова, комментарии Александра Долинина к «Дару» Набокова и документальный триллер Михаила Трофименкова о политической истории Голливуда и еще 50 книг, которые нужно купить на non/fiction.


Фото: Blue Man Group

шоу

Blue Man Group МСА «Лужники» 28–30 ноября, 20.00

Труппа Blue Man Group устраивает свои перформансы в театрах, концертных залах и на улицах по всему миру с 1987 года. Потребовалось 30 лет, чтобы трое нью-йоркских фантомасов с синими лицами добрались наконец-то до России. Представления Blue Man Group — это взгляд на человечество со стороны. Актеры исследуют возможности обычных предметов, заставляя их выглядеть и звучать по-новому, и очень пристально наблюдают за зрителями. Даже в своих уличных сценках актеры Blue Man Group не столько демонстрируют свои таланты, сколько приглядываются к нашему миру, заставляя зрителей открыть в себе новые способности и черты характера.


Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

концерт

Oi Va Voi «Шестнадцать тонн» 28 ноября, 20.00

Еще в прошлом десятилетии английская группа Oi Va Voi обзавелась приличным количеством поклонников в России. Их частые приезды пришлись на период, когда в наших краях как раз вошла в моду world music, а скрипка Софи Соломон отзывалась эхом в сердцах здешних поклонников клезмера. С тех пор Софи Соломон группу покинула, состав существенно изменился, но продолжал гастролировать и сотрудничать с близкими по духу артистами вроде Севары Назархан и Регины Спектор. Летом 2018 года Oi Va Voi неожиданно выпустили первый почти за десять лет сингл «Big Brother», а в Москву приедут с только что отпечатанными экземплярами пятого студийного альбома «Memory Drop».


Фото: предоставлено пресс-службой музея

выставка

Прорыв Фонд культуры «Екатерина» 28 ноября — 10 января

Очередная выставка современного искусства, спродюсированная японской фармацевтической компанией Takeda, как обычно, напоминает о смерти, боли и важности паллиативной медицины. В основной части выставки можно увидеть работы Виктора Алимпиева, Сергея Мироненко, Аристарха Чернышева, Виталия Пушницкого, Ольги и Олега Татаринцевых, Дмитрия Каварги, Олега Тыркина и других. Кроме того, в «Екатерине» представят достижения шестидесяти участников международного творческого конкурса «Такеда. Art/Help. Прорыв», который проводился среди учащихся художественных училищ и институтов.


Фото: Константин Мельницкий, Коммерсантъ

концерт

Алина Орлова Vegas City Hall 28 ноября, 20.00

Этой осенью литовская певица Алина Орлова выпустила альбом с лучшими русскоязычными песнями за всю свою карьеру. Он называется «Daybreak», там есть и английские, и литовские тексты, но песни «Я гений» на стихи Даниила Хармса и «Бездельница» на стихи Анны Ахматовой — это лучшие музыкальные трактовки русской поэзии XX века за долгие-долгие годы, и для отечественной публики это особенно ценно. А рядом с песней «Тлен», текст которой сочинила сама Алина Орлова, меркнет вся наша девичья песенная лирика 2018 года.


Фото: «Cinema Prestige»

фильм

Черная полоса с 29 ноября

Возвращение в режиссуру после десятилетнего молчания Эрика Зонка («Воображаемая жизнь ангелов», «Джулия»). Неонуар «Черная полоса» — вариация на самый популярный сюжет последнего времени: инспектор французской полиции расследует дело о пропавшем ребенке, которое, обрастая подробностями, становится все более и более подозрительным. Даже если имя режиссера ни о чем вам не говорит, точно стоит обратить внимание на Венсана Касселя в образе пожилого и крепко пьющего инспектора.


Фото: Парадиз

фильм

Братья Систерс с 29 ноября

Первый американский фильм французского режиссера Жака Одьяра, получивший приз за режиссуру в Венеции. Снимая вестерн о наемниках, скачущим по пятам жертвы от Орегона до Тихого океана, Одьяр, в отличие от других режиссеров, реанимирующих героический жанр, работает скорее патологоанатомом, препарирующим труп.

Подробнее — Михаил Трофименков


Фото: Русский Репортаж

фильм

Вы умрете, или мы вернем вам деньги с 29 ноября

Черная британская комедия дебютанта Тома Эдмундса с прекрасными британскими актерами и архетипическим сюжетом: неудачник нанимает убийцу, чтобы свести счеты с жизнью, после чего начинает ценить эту самую жизнь, которая теперь висит на волоске. В роли киллера предпенсионного возраста — Том Уилкинсон, в роли заказчика-жертвы — звезда «Дюнкерка» Анейрин Барнард, а девятый «Доктор Кто» Кристофер Экклстон играет босса гильдии убийц.


Фото: Russian World Vision

фильм

Спитак с 29 ноября

Второе обращение российских кинематографистов к истории одного из самых разрушительных в истории СССР землетрясения. В фильме 2016 года «Землетрясение» Сарик Андреасян показывал спитакскую трагедию глазами выпущенного на волю зэка, оказавшегося в эпицентре событий после восьми лет отсидки. Главный герой «Спитака» Александра Котта покинул город еще раньше, да к тому же оставил там свою семью. Почти одновременное появление двух высокобюджетных драм об одних и тех же трагических событиях, использующих один и тот же драматургический прием, можно объяснить как сугубо практически — прилежным следованием голливудским лекалам, так и метафорически — как проекцию коллективного бессознательного на прошлое, не подлежащее восстановлению. «Спитак» принес Александру Котту приз за лучшую режиссуру ММКФ.


Фото: Robert Viglasky/Bleecker Street Media

фильм

Колетт с 29 ноября

Байопик француженки, родившейся в 1873 году, пережившей две мировые войны и проделавшей путь от благонравной жены посредственного писателя, который заставлял ее быть своим «литературным негром», до открытой бисексуалки, танцовщицы мюзик-холла, дружившей с Габриэле Д’Аннунцио, Морисом Равелем, Жаном Жене и многими другими героями XX века и ставшей в итоге признанным классиком французской литературы. В 1949 году Колетт возглавила Гонкуровскую академию, ее произведения экранизировали Роберто Росселлини, Винсент Миннелли и Стивен Фрирз. В фильме Уоша Уэстмоленда Колетт сыграла Кира Найтли.


Фото: Schramm Film

фестиваль

Фестиваль немецкого кино «Формула кино Горизонт» 29 ноября — 3 декабря

В 17-й раз состоится фестиваль современного немецкого кино, организованный Гёте-институтом в партнерстве с арт-объединением CoolConnections. В программе этого года — полтора десятка фильмов, снятых в последние два года и отмеченных наградами разнообразных фестивалей. Есть и анимация, и документальное кино, но в основном все же игровое, от жанровой комедии до роуд-муви. Безусловный хедлайнер программы этого года — Кристиан Петцольд с экранизацией романа Анны Зегерс «Транзит». Экранизация — очень экзотический жанр для берлинской киношколы, лидером которой Петцольд считается, поскольку она принципиально рассказывает истории, разыгрывающиеся здесь и сейчас. Но режиссер переносит сюжет из военного Парижа в Париж современный и превращает двух беглецов, спасающихся от нацистов, в сегодняшних беженцев, для которых мирная жизнь уже давно не мирная.


Фото: Централ Партнершип

фильм

Робин Гуд: Начало с 29 ноября

С момента последнего масштабного (и провалившегося в прокате) появления на большом экране Робин Гуд помолодел почти на 20 лет — вместо 47-летнего Расселла Кроу образца 2010 года революцию в капюшоне теперь вершит 29-летний «кингсмен» Тэрон Эджертон. Режиссером новой саги о справедливости стал один из постановщиков «Черного зеркала» Отто Батхёрст, а продюсером выступил Леонардо Ди Каприо.


Фото: Ebru Yildiz

концерт

Marc Ribot’s Ceramic Dog ЦДХ 29 ноября, 20.00

В Москву гитарист Марк Рибо, один из ведущих деятелей нью-йоркского авангарда, известный благодаря работе с множеством самых разных музыкантов, от Тома Уэйтса и группы «Аукцыон» до Дайаны Кролл и даже Элтона Джона, приезжает со своим трио Ceramic Dog, песни которого часто весьма агрессивны. Жанр определить трудно: для панк-рока эти песни слишком изощренны, для хард-рока — напротив, слишком скупы. Важно отметить, что на концертах участники трио, в остальное время играющие в основном импровизационную музыку, не прибегают ни к каким характерным для рока чисто сценическим приемам и играют подчеркнуто сидя.


Фото: Вольга

фильм

Суспирия с 29 ноября

Фильм Луки Гуаданьино, ремейк одного из главных хорроров XX века. В отличие от оригинального фильма Дарио Ардженто о ведьминском шабаше в балетной школе в новой картине слишком много прямых аллюзий на социальный контекст 1970-х — и слишком мало изобретательных формальных решений, которые некогда возвели джалло в отдельный жанр киноискусства.

Подробнее — Денис Рузаев


Вся лента