Почему мы их носим

О самой масштабной ювелирной выставке этого года

12 ноября в нью-йоркском Музее Метрополитен открылась выставка Jewelry: The Body Transformed («Украшения: измененное тело»), героями которой стали около 230 изделий, от колец 2600 года до н. э. до вещей современных дизайнеров. Большинство экспонатов — собственность Met, но есть и предоставленные другими музеями и частными лицами. Украшения предстают в сопровождении скульптуры, живописных полотен и фотографий, наглядно иллюстрирующих основную задачу выставки: показать, как драгоценности становились продолжением физического тела человека, изменяя его восприятие и наделяя дополнительными смыслами.

«Украшения были первой формой искусства: если верить археологическим находкам возрастом в десятки тысяч лет, они появились до наскальной живописи и скульптурных статуэток. Стремление украсить себя может поспорить с языком и созданием орудий труда в такой сфере, как обозначение человека как существа,— рассказывает куратор выставки Мелани Холкомб.— Украшения универсальны, это очевидно. Гораздо сложнее определить, чем именно они являются, понять, как они работают и почему мы их носим».

Украшения из гробницы трех иностранных жен Тутмоса III, Египет, Новое царство (1479–1425 годы до н. э.)

Фото: The Metropolitan Museum of Art

Среди экспонатов есть головные уборы, серьги, броши, пояса, ожерелья и кольца. Первое, что видит посетитель,— экспозиция The Adorned Body («Украшенное тело»), поделенная по частям и элементам тела: голова и волосы; нос, губы и уши; шея и грудь; предплечья и ладони; талия, щиколотки и ступни. С этого начинается рассказ о том, как человечество разных эпох и культур стремилось дополнить физическое тело и как драгоценности работают через тело, которое украшают.

«Конструируя человеческую идентичность, драгоценности пробуждают эмоции в тех, кто их делает, носит, обладает ими, желает их и смотрит на них. И находятся, таким образом, в самом центре социальных взаимодействий. Да и сами тут выступают игроками. Словно нить, соединяющая множество жемчужин, сквозь все части выставки проходит идея исследования способности украшений действовать через нас и на нас, где стиль и особенности производства рассматриваются только в связи с этой задачей»,— объясняет Мелани Холкомб.

Основная же часть выставочного пространства посвящена пяти смысловым предназначениям украшений. Первая, The Divine Body («Божественное тело»), исследует связь между украшениями и бессмертием. Здесь представлены: полный, с головы до ног, комплект украшений, сопровождавший древних египтян в загробную жизнь, ритуальные украшения жителей Древней Месопотамии (территория современного Ирака), регалии правителей племен древней Колумбии в виде золотых листов, покрывавших все тело.

Брошь с резным изумрудом, Индия (эпоха Великих Моголов, XVII век), оформленная Cartier ок. 1920 года

Фото: The Metropolitan Museum of Art

Вторая, The Regal Body («Королевское тело»), рассматривает украшения через призму истории: как утверждение социального ранга и статуса владельца. На выставке в Met можно увидеть сапфиры и жемчуг на мозаиках Древней Византии, золото эллинистической Греции, слоновую кость и бронзовые барельефы королевских дворцов Бенина, подвески и серьги из жадеита, скульптурные курильницы народа майя.

Третья часть, The Transcendent Body («Трансцендентное тело»), фокусирует внимание зрителей еще на одной задаче драгоценностей — трансформировать материальное в духовное, на способности украшений заклинать духов и задабривать богов, взывать к предкам. Индийские скульптуры демонстрируют важную роль золотых украшений в индуистской культуре, избыточные изделия из ракушек и перьев рассказывают о вере людей c острова Новой Гвинеи в способность украшений отражать духовное благополучие владельца, усыпанные драгоценными камнями рукоятки французских и британских шпаг XVIII века напоминают о защитной функции драгоценностей.

Танцующее небесное божество, Индия (приблизительно XII век)

Фото: Gift of Florence and Herbert Irving/Metropolitan Museum of Art

Четвертая часть, The Alluring Body («Соблазнительное тело»), посвящена способности драгоценностей вызывать желание. Японские гравюры показывают, как украшения для волос сообщали о доступности куртизанки в Японии эпохи Эдо. Рисунки и картины французских живописцев изображают свадебные украшения женщин. Черно-белые фотографии дам полусвета Викторианской эпохи в жемчужных бусах демонстрируют эротизм этого вида украшений. Знаменитый снимок принцессы Дианы в черном мини-платье и жемчужном чокере с крупным сапфиром, сделанный на следующий день после известия об измене мужа, напоминает: символизм драгоценностей никто не отменял.

Заключительная, пятая, часть экспозиции, The Resplendent Body («Ослепительное тело»), иллюстрирует, как изделия из драгоценных металлов и камней становились средством демонстрации богатства, как ювелирное дело из искусства превратилось в бизнес во времена промышленной революции второй половины XVIII века. Здесь представлены избыточные украшения Великих Моголов, эстетика народов Западной Африки, элегантные вещи легендарных американских и европейских ювелирных компаний — Tiffany, Castellani, Lalique.

«Наша задача — стимулировать сравнительное мышление через противопоставление разных культур. Свободное скрещивание времен и пространств освобождает нас от претензии на комплексный подход и позволяет демонстрировать, что, где и как украшения обозначают,— рассказывает куратор выставки.— Драгоценности — это просто предметы, украшения без практического предназначения, в первую очередь мы воспринимаем их сияние, но это лишь верхушка айсберга, образованного множеством глубинных и древних смыслов. Украшательство тела в конце концов одно из самых сложных и значимых занятий, в которое вовлечены человеческие существа. Мы используем украшения для борьбы со страхами, для пробуждения желания и восхищения. Они олицетворяют наши самые смелые ожидания от жизни. Мы украшаем себя, чтобы измениться и таким образом почувствовать себя, если так можно сказать, более полноценным».

Выставка продлится до 24 февраля 2019 года

Екатерина Зиборова

Вся лента