Расписание недели

2 – 8 ноября


Фото: пресс-служба музея

выставка

Александра Галкина. Прошу под стол Третьяковская галерея на Крымском Валу до 18 ноября

Автопортрет художницы в форме тотальной инсталляции: зрителей буквально приглашают пройти под стол, за которым обедают некие не вполне видимые, но хорошо слышимые гиганты, и, бродя между ножищ стола и ног великанов, изучить автобиографический комикс в картинах и рисунках. Фантастически остроумное высказывание о месте и самоощущении молодого (да и вообще любого живого) художника в музее, набитом классикой до послеобеденной отрыжки.


Фото: Alisa Aistova / пресс-служба музея

выставка

Это сводит меня с ума Музей Вадима Сидура 2 ноября — 9 декабря

Двадцать молодых художников выходят из зоны комфорта — каждый по-своему: боязнь тотальной слежки, стремление к физическому совершенству, невозможность творческой самореализации, несмотря на финансовое благополучие и прочие страхи и мании поколения миллениалов, как их понимает куратор. Молодой куратор, выпускница «Свободных мастерских» Мария Ada Иванова, смешавшая молодых, но уже хорошо известных (Игорь Самолет, Слава Птрк, Вик Лащенов) с молодыми и пока не прославившимися, что совершенно логично — ведь для миллениалов дружба якобы важнее конкуренции.


Фото: пресс-служба фестиваля

фестиваль

ShadowFest Московский детский театр теней 2 — 5 ноября

Фестиваль театров теней в Москве пройдет впервые — семь театров из России и Финляндии покажут в общей сложности 12 спектаклей. Театр теней — изобретение очень древнее, но сегодня он, как и обычный драматический театр, активно использует современную технику, экспериментирует с цифровым дизайном и разными мудреными способами анимации и проекции. Несмотря на то что место проведения фестиваля — детский театр, театр теней совсем не обязательно обращается исключительно к детям. Хотя, разумеется, сам жанр располагает к разнообразным сказкам, волшебствам, сновидениям или таинственным историям, которым вреден дневной свет. Так что среди «хедлайнеров» первого теневого фестиваля есть и Шерлок Холмс, и барон Мюнхгаузен, и цирковой слон, и Даниил Хармс, и персонажи сказок «Морозко» и «Аленький цветочек».


Фото: Мосфильм/Fotodom

ретроспектива

Элем Климов Государственная Третьяковская галерея (Инженерный корпус) 2 — 21 ноября

Полная ретроспектива советского классика, автора «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Иди и смотри» и «Агонии». Элем Климов — важнейшая фигура и в истории отечественного кино: после его избрания в 1986 году председателем Союза кинематографистов была создана «конфликтная комиссия», которая выпускала в прокат картины, положенные на полку советской цензурой (в их числе были и фильмы самого Климова). Особое место в фильмографии режиссера занимает «Прощание», экранизация повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой», которую Климов заканчивал вместо своей жены, режиссера Ларисы Шепитько, трагически погибшей во время съемок в 1979-м. Ей посвящен и его документальный фильм «Лариса», который тоже вошел в ретроспективу, приуроченную к 85-летию со дня рождения режиссера.


Фото: предоставлено пресс-службой Театра им. М.Н. Ермоло

спектакль

МакбетТеатр им. М.Н. Ермоловой 3, 4 ноября, 19.00

Олег Меньшиков до сих пор не играл в пьесах Шекспира, и даже можно понять почему: его беспроигрышный типаж — герой нашего времени, ну, по крайней мере, герой нового времени. Но время Шекспира в жизни любого человека театра все равно приходит — Меньшиков сыграет Макбета в своей собственной постановке. Спектакль, который, как говорит сам худрук «ермоловцев», «про нас, про жизнь, про ее конечность, про то, что каждая мысль меняет твое дальнейшее существование», содержит и своего рода театральный оммаж великому автору и его эпохе: все роли исполняют мужчины, как это, собственно, и было в шекспировском театре, даже не подозревавшем, что леди Макбет станет одной из главных женских ролей мирового репертуара.


Фото: Русский музей, Санкт-Петербург

выставка

Савелий Сорин Галерея «Наши художники» 3 ноября — 27 января

Выставка Савелия Сорина (1878–1953) в России была всего одна и 45 лет назад — в Третьяковке и Русском, когда вдова художника передавала в дар советским музеям его работы. Ученик Репина и осколок петербургского Серебряного века, репутацию превосходного портретиста Савелий Сорин завоевал еще в годы «Бродячей собаки» и «Привала комедиантов» и сумел сохранить в своей благополучной, вначале французской, потом американской, эмиграции. Отсюда и диапазон моделей — от Анны Ахматовой до Вивьен Ли. На выставке в «Наших художниках» покажут 30 соринских портретов: Михаил Фокин, Федор Шаляпин, Александр Бенуа, Николай Милиоти и другие знаменитости.


концерт

The Clayton-Hamilton Jazz Orchestra ММДМ 3 ноября, 20.00

Барабанщик Джефф Хэмилтон, контрабасист Джон Клейтон и его брат Джефф Клейтон, играющий на флейте и саксофоне, везут в Москву свой легендарный оркестр, в арсенале которого наряду с традиционным джазовым репертуаром материал альбома, записанного вместе с недавно ушедшим из жизни Шарлем Азнавуром. Особый шарм нынешнему турне The Clayton-Hamilton Jazz Orchestra придает участие самой экстравагантной молодой джазовой вокалистки США — Сесиль Маклорин Сальван.


Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

фильм

Великий путь Кинотеатр «Иллюзион» 3 ноября, 13.20

Фильм Эсфири Шуб, пионерки монтажного кино, секретаря Всеволода Мейерхольда, соратницы Сергея Эйзенштейна и близкого друга Владимира Маяковского, «подарившей революции новый жанр искусства», как определил ее вклад в кинематограф Виктор Шкловский. «Великий путь», вышедший в 1927 году, к 10-летию Октябрьской революции,— это виртуозный монтаж уникальной хроники: митинг перед выборами в Учредительное собрание, похороны бакинских комиссаров, кадры Гражданской войны, портреты Ленина, Луначарского, Троцкого, Дыбенко, десятков других исторических персонажей и тысяч безымянных жителей новой страны.


Фото: пресс-служба театра

гастроли

«Приют комедианта» в Москве 4 — 9 ноября

Камерному «Приюту комедианта» из Петербурга вот уже двадцать с лишним лет удается собирать под своей крышей режиссеров, работы которых пользуются большой популярностью во всероссийском масштабе — от Дмитрия Волкострелова и Михаила Бычкова до Константина Богомолова и Тимофея Кулябина. Нынешние московские гастроли — первые с пятью постановками сразу. Все пять спектаклей отмечены премией «Прорыв» — и все пять заслуживают безусловного внимания: «Толстого нет» Дениса Хусниярова, «Любовная история» Дмитрия Волкострелова, «Братья» Евгении Сафоновой, «Собачье сердце» Максима Диденко, «Смерть Тарелкина» Семена Серзина. Гастроли пройдут на площадках театра им. Евг. Вахтангова и театра им. Вл. Маяковского.


Фото: Светлана Привалова, Коммерсантъ

концерт

Сергей Старостин и Андрей Котов Кафе «Март» 4 ноября, 20.30

Альбом «Душеполезные песни на каждый день», записанный в 2008 году фольклористами Сергеем Старостиным и Андреем Котовым в компании лидера «Аукцыона» Леонида Федорова и джазового контрабасиста Владимира Волкова, смело можно считать одной из главных работ в области русской корневой музыки XXI века. Борис Гребенщиков назвал его в одной своей радиопрограмме «песнями, позволяющими подняться из канавы». Материал альбома редко исполняется на концертах, выступление Сергея Старостина и Андрея Котова в кафе «Март» — хороший шанс услышать этот выдающийся корпус народных и авторских произведений живьем.


Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

концерт

Питер Мерфи «ГлавClub» 7 ноября, 20.00

Стараниями Артемия Троицкого и «Программы „А"» группа Bauhaus стала когда-то для наших соотечественников символом готик-рока и альтернативной музыки как таковой. Название группы было для наших контркультурщиков частью опознавательной системы: знаешь Bauhaus, значит, свой. Проживающий в Стамбуле лидер Bauhaus Питер Мерфи едет в Россию на концерт, посвященный 40-летию группы. Обещает отвлекаться от материала Bauhaus разве что ради традиционных для его концертов каверов на Дэвида Боуи и Dead Can Dance.


Фото: Zander & Labisch/ullstein bild via Getty Images

спектакль

Высшая мера Центр им. Вс. Мейерхольда 8 ноября, 19.00

Это пьеса, за которую Бертольта Брехта в США чуть не отправили в тюрьму после войны: в годы «охоты на ведьм» тексты из «Высшей меры» служили доказательством того, что их автор — коммунистический фанатик, оправдывающий убийство во имя партийных интересов. Тюрьмы Брехт избежал, просто-напросто уехав из Америки в Европу, но история постановок «Высшей меры» с тех пор не слишком обогатилась — их по-прежнему можно пересчитать по пальцам одной руки. На самом деле это мрачная буддистская притча о свободе, подчинении и смерти — рассчитанная на участие актеров, могучего сводного хора и всей публики. Именно так, хотя и в камерной версии (с ограниченным, но все равно довольно впечатляющим хором), ее покажут один-единственный раз в ноябре, в постановке немецкого режиссера Фабианы Кемманн, с русскими и немецкими актерами и под музыкальным руководством Петра Айду. Возможно, самый необычный экспериментальный проект театральной осени.


Фото: Capella Film

фильм

Дубликат с 8 ноября

Фантастический триллер Билла Оливера о манхэттенском парне Джонатане, в теле которого живет его брат Джон, и обоих играет Энсел Элгорт («Малыш на драйве»). Братья делят тело по времени суток и обмениваются новостями посредством видеосообщений. Но братская любовь довольно предсказуемо подвергнется испытанию романтическими отношениями.


Фото: Paramount Pictures

фильм

Оверлорд с 8 ноября

В 1944 году, накануне открытия второго фронта, два американских десантника проникают в оккупированный немцами поселок, чтобы вывести из строя радиомачту. Деревня оказывается секретной лабораторией, где фашисты проводят опыты над людьми, превращая их в персонажей голливудских хорроров. Идея фильма принадлежит сценаристу Билли Рею («Голодные игры», «Капитан Филлипс»), а продюсером выступил Джей Джей Абрамс, чье имя в титрах обещает нетривиальный подход к вроде бы классическому сюжету фильма ужасов категории «Б».


Фото: Ракета Релизинг

фильм

Под Сильвер-Лейк с 8 ноября

Третий полнометражный фильм Дэвида Роберта Митчелла, автора успешного и очень страшного малобюджетного хоррора «Оно». «Под Сильвер-Лейк» — отвязный конспирологический детектив, в котором герой Эндрю Гарфилда, живущий в Лос-Анджелесе, разоблачает мировой заговор поп-культуры. Фильм был в основном конкурсе Каннского фестиваля, но остался без призов, зато критики в один голос пророчат ему культовый статус.


Фото: Кинологистика

мультфильм

Баба Яга. Начало с 8 ноября

Начало анимационной франшизы для самых маленьких про добрую Бабу Ягу, которая живет в дремучем лесу с котиком и нехотя помогает царевне Синеглазке бороться со злом в лице мачехи-колдуньи. В числе продюсеров картины — Федор Бондарчук.


цикл лекций

Что современно? Новое пространство Театра наций 8 — 11 ноября

Современный театр уже давно не мыслит себя в классических границах жанра — в театральных пространствах сегодня прекрасно уживаются не только драмы, комедии и трагедии, но еще и видеоперформансы, инсталляции, презентации, чтения, концерты и многое другое. Куратор проекта «Что современно?», театральный критик Дмитрий Ренанский определил его жанр как «интеллектуальный марафон». Шесть участников-экспертов выступят с открытыми лекциями, которые объединяет вопрос, сформулированный в названии. О границе между «сегодня» и «завтра» и о духе времени будут говорить Антон Долин (кинематограф), Юрий Сапрыкин (литература), Демьян Кудрявцев (медиа), Илья Осколков-Ценципер (дизайн), Виталий Куренной (философия) и Максим Семеляк (музыка).


Фото: Aoi Promotion

фильм

Магазинные воришки с 8 ноября

Фильм японского классика и фестивального любимца Хирокадзу Корээды, завоевавший в этом году «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Социальная мелодрама, униженные и оскорбленные герои которой используют не самые благородные способы, чтобы выжить в современном мире, по-новому ставит вопрос о том, насколько справедливы законы, по которым этот мир привык существовать

Подробнее — Алексей Васильев


Фото: Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing

фильм

Девушка, которая застряла в паутине с 8 ноября

Спустя семь лет после «Девушки с татуировкой дракона» Дэвида Финчера на экраны выходит вторая часть франшизы — «Девушка, которая застряла в паутине». У фильма сменились режиссер, актерский состав и даже литературная основа, детективный триллер стал боевиком, а тема борьбы с насилием над женщинами и детьми уступила место красочным погоням и финальному поединку брюнетки с блондинкой

Подробнее — Денис Рузаев


Вся лента