Аннулирование с уведомлением

ЦБ готов изменить процедуры лишения лицензий и аттестатов

Банк России намерен изменить порядок аннулирования лицензий у некредитных финансовых организаций (НФО) и квалификационных аттестатов у их сотрудников. Предлагаемые новации совпадают с видением рынка — профучастники неоднократно обращались к регулятору с предложениями по данным процедурам, которые считают недостаточно прозрачными и механистичными. Как указывают юристы, концепция не является правовым основанием для усовершенствования действующей процедуры.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

В понедельник ЦБ опубликовал «Концепцию по совершенствованию процедур аннулирования (отзыва) лицензий (исключения из реестра) НФО и аннулирования квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка». Этот документ, по сути, стал ответом на многочисленные запросы профучастников, в частности НАУФОР, которые пытались добиться увеличения прозрачности этих болезненных для рынка действий регулятора. Ранее они неоднократно (см. “Ъ” от 17 января и 22 декабря 2017 года) призывали к необходимости изменить действующий порядок.

Корень проблемы профучастники видели в том, что в силу закона Банк России обладает правом аннулирования лицензии по факту неоднократных нарушений норм законодательства и неисполнения предписаний регулятора, хотя конкретный перечень таких нарушений не оговаривается. Отсутствует обязанность регулятора уведомлять профучастника и о начале процедур по аннулированию лицензии. Чаще всего он узнает о том, что лишен лицензии, по факту — из сообщения на сайте ЦБ. В отношении квалификационных аттестатов существующая процедура еще менее прозрачна (см. “Ъ” от 25 июня). «На практике это приводит к тому, что Банк России ограничивает конституционное право гражданина на труд по специальности при недостаточном исследовании всех обстоятельств и без установления личной вины лица в допущенных организацией нарушениях», — указывает юрист Антон Чистяков, представляющий в суде лиц, лишенных аттестатов.

Часть доводов ЦБ учел в своей концепции. Принцип осведомленности предлагается реализовать путем внедрения практики уведомления НФО об исполнении предписаний об устранении нарушений или принятия мер, направленных на недопущение этих нарушений. Это позволит НФО «оперативно оценивать риски принятия в отношении нее надзорных мер со стороны Банка России», отмечается в документе. Кроме того, предлагается раскрывать в пресс-релизах об аннулировании лицензий суть допущенных организациями нарушений. Принцип состязательности может быть соблюден через предоставление возможности НФО или ее должностным лицам представить свои возражения и пояснения. Для этого планируется раскрывать им информацию о результатах мероприятий дистанционного надзора.

В целом же, по мнению президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константина Угрюмова, ЦБ движется в правильном направлении, четко регламентируя все процедуры отзыва лицензии и лишения топ-менеджмента аттестатов. По словам руководителя комитета АНПФ по малым и региональным фондам Алексея Морозова, новая практика, с одной стороны, «не позволит выкрутиться мошенникам, с другой — позволит избежать безосновательных ликвидаций добропорядочных НПФ». Впрочем, как указывает господин Чистяков, Верховный суд еще в 1999 году постановил, что квалификационный аттестат выдается физическому лицу и является подтверждением знаний в определенной области финансового рынка именно физического, а не должностного лица. «Это обстоятельство не учитывается Банком России — аттестаты зачастую аннулируются только в связи с занимаемой этим лицом должностью в организации, в деятельности которой выявлены несоответствия»,— отмечает он.

При этом концепция не является нормативно-правовым актом. «Правовой силы документ не имеет. "Усовершенствовать" процедуру отзыва лицензий без изменений в законодательстве невозможно»,— считает юрист международной юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов. Впрочем, как отмечают в пресс-службе ЦБ, регулятор уже приступил к внедрению ряда мероприятий, предусмотренных концепцией, в том числе в части направления уведомлений об исполнении предписаний, раскрытия информации о нарушениях, повлекших аннулирование лицензий и аттестатов. В дальнейшем Банк России планирует внесение изменений и во внутренние документы, «регламентирующие порядок осуществления дистанционного надзора».

Мария Сарычева, Илья Усов

Вся лента