Автомобильный рынок собрался упасть и отжаться

аналитика

Рост рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей, начавшийся в марте 2017 года и достигший два месяца спустя двухзначных показателей, снова стал замедляться. В сентябре нынешнего года продажи поднялись всего на 6,2%, а эксперты прогнозируют постепенный спад и даже отрицательные значения после новогодних праздников. Какие причины повлияют на спрос и как будет развиваться ситуация, выяснил Сергей Белоусов.

Фото: Константин Кокошкин, Коммерсантъ

Год со знаком "плюс"

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в период с января по сентябрь 2018 года выросли на 14,9%, до 1 297 432 штук. При этом рост продаж замедлился и в сентябре впервые за более чем полтора года сократился почти вдвое — до 6,2% (за месяц был реализован 157 371 автомобиль). Эксперты считают, что это замедление временное и вскоре наступит предновогодний ажиотаж, способствовать которому будет прежде всего грядущее увеличение НДС с 18% до 20%. По итогам года АЕБ прогнозирует увеличение спроса на 13%, до уровня 1,8 млн единиц.

"На мой взгляд, прогноз продаж на уровне 1,8 млн штук, что соответствует росту рынка на 13%, выглядит достаточно убедительным,— отмечает директор дивизиона "Химки" группы компаний "Автоспеццентр" Алексей Гопкало.— При этом необходимо реализовать порядка 500 тыс. штук за последний квартал 2018 года, и вероятность, что данный "план" будет выполнен, при нынешней ситуации на рынке не вызывает сомнений. При средних продажах 144,5 тыс. автомобилей в течение девяти месяцев 2018 года прогноз в 165-170 тыс. штук ежемесячно в течение четвертого квартала действительно можно охарактеризовать как повышенный спрос".

В компании "Хендэ Мотор СНГ" еще в конце прошлого года прогнозировали объем рынка на уровне 1,75-1,8 млн автомобилей и сейчас придерживаются такого же сценария. При этом представители южнокорейского бренда считают, что спрос будет продиктован сезонностью, а также ожиданиями повышения цен в связи с ростом НДС, но каких-то существенных скачков не предвидят. С тем, что рост продаж в последние месяцы 2018 года возможен, согласны и представители Kia. В компании Volvo заявили "Ъ", что у них нет причин не доверять прогнозу АЕБ. "В связи с увеличением НДС с нового года вполне логично, что часть клиентов, планировавших в ближайший год замену автомобиля, совершат покупку до конца года,— отмечает директор по корпоративным коммуникациям и мероприятиям шведской марки Антон Свекольников.— В связи с этим мы ожидаем повышенный, но не ажиотажный спрос в ноябре--декабре".

"При сохранении текущих экономических условий мы прогнозируем рост авторынка на 10-15% по итогам 2018 года,— заявил председатель правления автомобильный группы "Авилон" Андрей Павлович.— Однако автомобильный рынок России очень чувствителен к колебаниям валютных курсов. И от действий производителей по сдерживанию цен будет зависеть дальнейшая динамика рынка. Сейчас "Авилон" показывает динамику выше рынка, и к концу года мы ожидаем рост +30%. При этом повышение цен на автомобили с увеличением НДС до 20% обеспечит высокий уровень спроса до конца 2018 года. Покупатели будут стараться купить автомобили по старым ценам".

Представители "Рольфа" менее оптимистично смотрят на ситуацию. "Нам известно, что Комитет АЕБ пересмотрел прогноз роста рынка в сторону повышения с 10% до 13%,— говорит директор по развитию компании "Рольф" Владимир Мирошников.— Хотя весь год рынок остается на положительной территории, сейчас его динамика снижается. Ситуация не дает оснований для излишнего оптимизма: цены продолжают повышаться, темпы роста рынка будут замедляться и дальше. Мы придерживаемся консервативного сценария и видим рынок этого года чуть выше 10%. Конец года — высокий сезон на автомобильном рынке. В этом году на всплеск сезонной активности накладываются ожидания повышения цен, которые буквально витают на рынке. Но всплеск продаж мы отмечали в конце и прошлого, и позапрошлого годов. Поэтому если на фоне летних месяцев рынок однозначно будет расти, то по сравнению с аналогичным периодом прошлого года его результаты будут выглядеть не столь убедительно".

Добавленная стоимость

Уходящий год прошел под знаком слабого, но все же роста российской экономики. Рост ВВП страны за первое полугодие 2018-го составил 1,9%, а по итогам года, по прогнозам Международного валютного фонда, этот показатель составит +1,7%. При этом снижение индекса потребительской уверенности замедлилось до 8%, доходы россиян начали постепенно увеличиваться. По мнению многих экспертов, на рост продаж новых автомобилей повилял так называемый отложенный спрос: в течение нескольких лет кризиса многие покупатели отказывались от приобретения нового автомобиля, но с прошлого года откладывать долгожданную покупку они уже не стали. Вследствие стабилизации курса рубля начали снижаться ставки кредитов, что также положительно повлияло на динамику продаж.

Сейчас отложенный спрос частично удовлетворен, однако он сохранится и в 2019 году. Рост экономики также будет продолжаться, хотя и замедленными темпами, о чем не раз сообщали представители российских властных структур. Ожидать роста доходов населения и дальнейшего снижения кредитных ставок в этом случае не приходится — скорее всего, они не окажут существенного влияния как на снижение, так и на повышение продаж новых автомобилей. О чем можно говорить с уверенностью, так это о повышении стоимости новых машин с начала 2019 года.

"Традиционное подорожание в начале года обычно обусловлено желанием автопроизводителей компенсировать инфляцию,— говорит господин Мирошников.— Будущей зимой в прайс-листы дополнительно должно быть заложено повышение НДС с 18% до 20%. Изменения курса рубля также может повлиять на цены — в той мере, в какой курс рубля отражается на себестоимости продукции. В то же время автопроизводители, наученные опытом прошлых лет, в любом случае будут повышать цены постепенно, шаг за шагом. Бренды, которые ставят перед собой задачу увеличить долю рынка, могут какое-то время сдерживать рост цен, но в среднесрочной перспективе все неминуемо переложат рост своих издержек на покупателя".

"НДС и курс валют — основные факторы повышения цен,— согласен господин Свекольников из Volvo.— Кроме них нельзя исключать влияние внешнеполитических рисков — например, в случае, если будут приняты новые санкции со стороны США и за ними последуют контрсанкции в отношении "товаров из США", это может отразиться не только на "американском автопроме". Ведь сегодня любой крупный автопроизводитель завязан на поставщиков из разных стран, и в случае необходимости замены канала поставки это может привести к дополнительным расходам и, как следствие, к росту цен или прекращению поставки продукции в целом. Снижение конкуренции, в свою очередь, всегда приводит к росту цен".

В компании Hyundai также связывают ценообразование в 2019 году с курсом рубля и повышением НДС. "Помимо основных перечисленных факторов на ценообразование влияют модернизация существующих автомобильных заводов, растущая инфляция, повышение суммы утилизационного сбора и нестабильность цен на топливо",— добавляет представитель ГК "Автоспеццентр".

Куда дальше

По мнению многих экспертов, покупатели прекрасно осведомлены о предстоящем росте цен, поэтому с нового года рынок новых автомобилей ждет стагнация. Однако продлится она недолго — максимум полгода, после чего, если не будет никаких экономических потрясений, продажи снова пойдут вверх.

"Минимальные темпы роста продаж в 2019 году должны сохраниться,— считает Алексей Гопкало.— Учитывая основной фактор, влияющий на динамику рынка — изменение ценообразования, динамика роста будет на уровне 5-7% и в основном придется на второе полугодие. Сокращение модельного ряда является пагубным фактором для спроса. Действительно, многие производители уже остановили поставку на российский рынок и производство ряда моделей. Но в большей степени это коснулось тех автомобилей, к которым независимо от фактора ценообразования отсутствовал покупательский интерес. Можно назвать этот процесс чисткой или трансформацией предложения под новые веяния спроса".

В Hyundai также прогнозируют рост рынка в 2019 году примерно на 5%, или 1,9 млн автомобилей. При этом корректировать планы на следующий год корейцы не намерены. "Мы представим новую Sonata и ряд обновлений в других моделях, о которых расскажем позже",— сообщила "Ъ" руководитель группы по связям с общественностью "Хендэ Мотор СНГ" Юлия Тихонравова.

Представитель "Рольфа" прогнозирует существенное замедление динамики рынка в будущем году. "Наиболее сложной ситуация будет в первом квартале, но по итогам года мы ждем, что рынок сможет удержаться на уровне этого года, считает Владимир Мирошников.— Озвученные выше факторы не дают оснований для оптимистичных прогнозов. Также немаловажным фактором, влияющим в последние годы на спрос потребителей и в целом на рынок, являются ставки по кредитам: если они пойдут вверх, это негативно отразится на спросе. По нашим прогнозам, автопроизводители сохранят модельные линейки в прежнем объеме. Более того, во второй половине этого года было достаточно много интересных премьер, большинство из которых выйдут на наш рынок в 2019 году".

"Мы ожидаем, что по итогам 2019 года рынок покажет небольшой рост, но в первом квартале продажи могут быть ниже, чем в 2018-м, так как часть спроса "мигрирует" в 2018 год в связи с повышением НДС,— резюмирует господин Свекольников.— Цены в будущем году действительно поднимутся как минимум на 2% из-за НДС, но для нас это не является причиной сокращать модельный ряд. Наоборот, мы планируем вывод новых моделей на рынок, например нового седана Volvo S60".

Представители Kia считают, что рост цен в 2019 году может привести к незначительному падению спроса в начале года, но постепенно он восстановится. При этом модельный ряд компании "адаптирован к российским условиям и потребностям клиентов". В компании Mazda также сообщили, что их модельный ряд "на данный момент максимально оптимизирован".

С тем, что уже в 2019 году авторынок столкнется с отрицательной динамикой, согласно и руководство "Авилона", однако там полагаются на долгосрочные инвестиции автопроизводителей, которые помогут избежать больших скачков цен на новые автомобили. "Динамика цен — это многофакторный процесс, на который влияет и ослабление курса национальной валюты, и увеличение НДС, и традиционное повышение стоимости в связи с новым календарным годом. Однако не стоит недооценивать инвестиции производителей в удержание цен: доля рынка для многих по-прежнему важнее краткосрочных показателей прибыли",— считает господин Павлович.

Вся лента