Спрос на автомобили меняет прогнозы

За счет чего стал возможен рост продаж

Россияне покупают новые автомобили, несмотря на растущие цены. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за девять месяцев этого года спрос на машины вырос почти на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. При этом их стоимость все время увеличивалась. Какие автомобили чаще всего покупали россияне? И когда ждать нового повышения цен? Разбирались Глеб Силко и Анастасия Парфенова.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

20% весной, чуть меньше 10% — летом. Только к сентябрю бум продаж автомобилей в России затормозился. Дилеры подсчитывают прибыль — годовой прогноз по росту продаж вырос с 10% до 13%. Это неплохой результат, считает гендиректор аналитического агентства Vector Market Research Дмитрий Чумаков. Хотя, по его словам, авторынок все еще находится достаточно далеко от докризисных значений: «Изначальный прогноз был более консервативным. По факту продажи автомобилей показали более высокие темпы роста, поэтому прогнозные значения пересматриваются.

На конец года всегда приходится достаточно активный этап продаж.

Ноябрь-декабрь — это периоды, когда продается достаточно много автомобилей, а в начале года всегда происходит определенное затишье».

Продажи неплохо шли у всех брендов, но особенно хорошо у LADA, Kia и Hyundai. Но все это — недорогие машины. А вот средний и премиальный сегменты серьезно просели, отмечает независимый автоэксперт Михаил Лезжов. Кроме того, по его мнению, общий рост рынка связан не с тем, что у россиян стало больше свободных денег: «К высоким ценам потребитель привыкает, и если резкого скачка не происходит, а в этом году действительно так и было — государственные программы внесли свою лепту, то наблюдается отложенный спрос. Потребитель какое-то время привыкал к новым ценам, был ряд политических моментов, которые так же сдвинули спрос сюда, ближе к концу года».

Между тем, цены на машины продолжали расти. Агентство «Автостат» озвучивало, что легковушки подорожали как минимум на 6-7%. А впереди у россиян — еще повышение НДС. Но ожидать ажиотажного спроса не стоит, считает лидер межрегионального общественного движения «Автобрат» Елена Гудович, ведь машины покупают те, кто точно решил это сделать, и пара лишних процентов их не остановит: «Никакой срочности в покупке автомобилей нет. Да, действительно на фоне того, что прогнозируют повышение НДС, тот, кто хотел купить машину, сделает это сейчас. Вот именно эти 3% покупателей. У меня сын решил купить автомобиль, и ему совершенно наплевать на рост цен. Поднятие НДС — это неприятный сюрприз, но не катастрофический».

Тем, кто хочет сэкономить, лучше купить машину в этом году, подчеркивает вице-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Денис Мигаль. Ведь в следующем году ценник поднимется не только из-за НДС, но и из-за слабого рубля. Вопрос в том, на сколько: «Цены менялись весной, и самое главное — они изменятся в будущем. Потому что уже многие производители их пересмотрели, ведь у них есть прогноз на то, что доллар все-таки укрепится по отношению к рублю и достигнет отметки, может быть, даже и 70».

Рынок мог бы вырасти и больше, говорят автоэксперты. Но больше, чем цена автомобиля, покупателей останавливает стоимость его владения. Уже сейчас бензин и обслуживание бьют по карману, а, согласно прогнозам аналитикам, скоро станет еще дороже.

Всего за девять месяцев этого года было продано чуть больше 1 млн машин. Самый большой объем у LADA — 259 тыс. автомобилей.

Вся лента