«Мы планируем встроиться в систему непрерывного медицинского образования»

Медицинский директор Фонда международного медицинского кластера Влада Сайфетдинова — в интервью «Ъ FM»

Чем занимаются IT-медик, тканевый инженер и молекулярный диетолог? Какие еще медицинские специальности появились благодаря современным технологиям? И зачем врачу учиться всю жизнь? На эти и другие вопросы ведущий «Коммерсантъ FM» Марат Кашин обсудил с медицинским директором Фонда международного медицинского кластера Владой Сайфетдиновой.

— Это программа «Цели и средства», и мы продолжаем рассказывать о медицине будущего и о самых современных методиках, которые уже сейчас используются для лечения и подготовки будущих врачей. И сегодня в нашей студии один из руководителей Международного медицинского кластера, его медицинский директор Влада Сайфетдинова. Влада, здравствуйте. Почему возникла потребность менять систему медицинского образования в России, и как на это влияют современные технологии?

— Медицина — одна из самых быстроразвивающихся отраслей. Созданы условия, чтобы все инновации, которые изобретены в медицине, достаточно быстро внедрялись в практику. Поскольку наука позволяет быстро находить правильные решения для пациента, необходимо, чтобы и врачи осваивали эти методики так же быстро. К сожалению, в нашей системе в более ранний период врачи поддерживали свои знания через систему сертификаций, то есть раз в пять лет получали сертификаты по своей специальности или подтверждали их. Но такая система устарела, и поэтому Министерство здравоохранения Российской Федерации планирует, что к 2025 году 99% российских врачей перейдут на систему дополнительного непрерывного медицинского образования.

— Что это значит?

— Система непрерывного медицинского образования — это та система, которая позволит врачу всегда быть на пике научных и практических знаний. Мы переходим к системе аккредитации, к получению баллов за приобретенные знания. И врач уже не только ходит на стандартные курсы, но имеет возможность регулярно посещать медицинские конференции, практические семинары, круглые столы, и за все эти действия, способствующие его профессиональному развитию, он получает баллы, которые считаются его системой поддержки образования.

— Эта система сейчас уже действует в России?

— Сейчас мы находимся на первом этапе развития. Любое образовательное мероприятие, которое дает в течение двух дней или 12 академических часов новые знания, включается в систему аккредитации, и врач получает баллы непрерывного медицинского образования.

— Правильно ли я понимаю, что именно в вашем кластере в «Сколково» проходит то самое переобучение медиков? И как это происходит? Расскажите, какие возможности для этого есть в «Сколково».

— Как вы знаете, 5 сентября пациентов начала принимать наша первая клиника «Хадасса». Мы понимаем, что за сугубо медицинской деятельностью стоит другая, наверное, самая главная наша задача — это трансфер знаний и технологий, которые есть в международном сообществе, для российских врачей. Мы планируем встроиться в систему непрерывного медицинского образования, организуя тренинги, консультации, конференции и приглашая специалистов со всего мира проводить их. Но это только первые шаги.

У нас подписано соглашение со Страсбургским медицинским институтом, и мы планируем открыть в России филиал этого учебного заведения, где уже непосредственно на основе постдипломного образования наши врачи смогут получать дополнительные знания. В наших планах на будущее также создание системы двойных дипломов.

— Что такое система двойных дипломов?

— Когда документы, подтверждающие квалификацию специалистов, признаются и в России, и за рубежом. То есть та программа обучения, которую получат наш врачи, будет признаваться и в России, и в тех странах, где эти образовательные программы аккредитованы. Наши специалисты смогут встроиться в общую международную систему.

— Мы сейчас много говорим о врачебных специальностях, а как быть со средним медицинским персоналом? Медсестры ведь тоже нуждаются в обучении, они должны уметь справляться с этим сложным новым оборудованием, знать технологии.

— Вы абсолютно правы. К сожалению, на сегодняшний день зона ответственности медицинской сестры в России значительно уже, чем во многих европейских странах. Там медицинские сестры имеют право не только наблюдать за пациентами, но и делать какие-то назначения, ассистировать врачу, проводить манипуляции и исследования. И это уже совсем другая система подготовки, которая предполагает четырехгодичное обучение с большим сопровождающим набором практических навыков, которые медицинская сестра наравне с врачом получает на базе лечебного учреждения. Важно не только получать теоретические знания, но и уделять достаточно времени практической реализации полученных знаний и отработки навыков. Мы бы хотели, чтобы к этой системе перешло образование медицинских сестер в России.

— Современные технологии как-то способствуют появлению направлений в медицине, может быть, таких направлений, о которых мы сейчас даже не предполагаем? Давайте заглянем немного в будущее.

— Современные технологии очень серьезно вмешиваются в деятельность врача, потому что все чаще и чаще пациенты приходят с результатами своих исследований на различных гаджетах, вспомогательных устройствах. Более того, они рассказывают, что имели возможность провести диагностику на том оборудовании, которое не совсем известно. И врач уже понимает, что ему намного комфортнее и быстрее работать с IT-ресурсами, нежели постоянно смотреть в бумаги.

Как пример, многие госпитали в Корее уже давно перешли полностью на «цифру». Вся информация загружена в планшеты, пациент и врач могут связаться друг с другом в любое время, в режиме 24/7. Но, кроме того, появляются инновационные технологии, расшифровываются геномы, появляются новые исследования о взаимодействии, например, белковых структур, и поэтому сегодня возникают специальности на стыке разных научных областей. Уже есть такие понятия, как «тканевый инженер», «молекулярный диетолог», «IT-медик».

Сейчас активно развиваются телемедицинские услуги, поэтому есть такая специальность как «сетевой врач», — это врач телемедицинских услуг. Эти новые специалисты все больше накапливают свои знания и встраиваются в общую систему оказания медицинской помощи. Сегодняшние технологии позволяют готовить таких нестандартных профессионалов, потому что появляются технологии «дополненной реальности» — VR, AR, которые дают возможность не только смотреть, слушать пациента, но моделировать какие-то отклонения в органах и тканях в визуальном и 3D-пространстве. Например, уже сами студенты-медики могут для себя создать критические ситуации, посмотреть, как в этих обстоятельствах движется кровь, работают клапаны сердца и так далее, и смотреть уже на орган или ткань отстраненно, но при этом очень четко визуализируя, какие изменения происходят.

Вся лента