Расписание недели

5 — 11 октября


Фото: предоставлено пресс-службой музея

выставка

Daemons In The Machine Московский музей современного искусства на Петровке 5 октября — 11 ноября

Кому бог из машины, а кому и черт из табакерки. Десятилетие Laboratoria Art & Science, первой московской институции, выбравшей сайнс-арт в качестве специализации, отмечают веселой выставкой о страшном, то есть о демонизации искусственного интеллекта и IT-технологии. «Новой демонологией» под руководством куратора и основательницы Laboratoria Art & Science Дарьи Пархоменко занимаются «Куда бегут собаки», :: vtol ::, Томас Фойерштейн, Джон Маккормак, Мемо Актен, Дмитрий Каварга, Егор Крафт, Лена Никоноле, Жюстин Эмар.


Фото: Предоставлено Галереей Марины Гисич

выставка

А и Б сидели на трубе ГЦСИ 5 октября — 18 ноября

Выставочная жизнь в московском ГЦСИ с тех пор, как его подчинили РОСИЗО, почти заглохла, но изредка неожиданно оживает. На сей раз — гастроли Северо-Западного (попросту говоря, Петербургского) филиала ГЦСИ с выставкой петербургских художников. Марина Алексеева, Борис Казаков, Владимир Козин, Семен Мотолянец, Андрей Рудьев, Александр Шишкин-Хокусай, Петр Белый, Валерий Гриковский, Татьяна Ахметгалиева, Елена Губанова и Иван Говорков, школа «Инженеры искусств», группа «Новые композиторы» — всех их, по мнению куратора Олеси Туркиной, объединяет верность монтажу, коллажу и ассамбляжу как художественному принципу.


Фото: предоставлено пресс-службой музея

выставка

Космизм Леонида Тишкова Галерея «Беляево» 5 октября — 11 ноября

Кажется, галерея «Беляево» решила бросить вызов самому фонду V-A-C, с недавних пор застолбившему тему «русского космизма» стараниями Бориса Гройса и комсомольского арт-отряда. Программу «Космическое Беляево», посвященную тем, кто давно вступил в ряды последователей Николая Федорова и Константина Циолковского, открывает выставка записного космиста Леонида Тишкова, приручившего Луну и разводящего звезды в обувных коробках.


Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

концерт

Женя Любич ЦДХ 5 октября, 19.30

«Русская француженка», экс-солистка Nouvelle Vague Женя Любич представит новые песни в Центральном доме художника, это на данный момент самая крупная московская площадка в карьере певицы и автора песен из Санкт-Петербурга. Центральный номер — «Выход из положения», песня, появившаяся сразу после рождения дочери Жени, Анны. Собственно, с этим событием и был связан большой перерыв в концертной деятельности исполнительницы.


Фото: karofilm

фильм

Баскья: взрыв реальности Кинотеатр «Каро 11 Октябрь» 5 октября, 21.007 октября, 20.00

Фильм о ранних годах художника Жан-Мишеля Баскья, снятый Сарой Драйвер — женой Джима Джармуша и продюсером его ранних фильмов, независимым режиссером, автором культовых «Вы не я» и «Лунатик». «Баскья: взрыв реальности» начинается с финального кадра джармушевского «Отпуска без конца», так что оказывается как бы документальным продолжением дебюта Джармуша — тоже истории о юном художнике, живущем на улице. Драйвер собирает хронику, разговаривает с культурными героями Нью-Йорка рубежа 1970–1980-х, в результате чего получается портрет города и человека, который этот город меняет, и одновременно портрет нью-йоркской арт-сцены. Показ проходит в рамках фестиваля Beat Weekend.


Фото: Третьяковская Галерея

выставка

Архип Куинджи Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус 6 октября — 17 февраля

180 работ из двух десятков музеев России и бывших союзных республик — воспользовавшись рецептом Русского музея, устроившего ретроспективу Куинджи десять лет назад, Третьяковка тоже делает акцент на этюдах и эскизах. То есть на чистой живописи света, в которой любимец публики, балансировавший между передвижничеством и символизмом, между естествознанием и мистикой, предстает провозвестником экспрессионизма и чуть ли не абстракции. Отчасти это обман зрения, но в эскизном творчестве Куинджи и правда обрисовано будущее искусство его учеников — Рериха, Богаевского, Рылова, Крымова.


Фото: предоставлено пресс-службой музея

выставка

Лариса Ломакина. Смешанная техника Галерея «Роза Азора» 6–21 октября

Одна из лучших театральных художников России и верный соратник Константина Богомолова, Лариса Ломакина по первому образованию вовсе не сценограф, а архитектор. Отсюда — мастерская работа с пространством сцены, где «стреляет» не ружье, а узор обоев или фактура обивки. В ее станковых работах — то же виртуозное владение пространством как хранилищем тайных мыслей и переживаний.


Фото: Fantasy Films

ретроспектива

Милош Форман Кинотеатр «Каро 11 Октябрь» 6–8 октября

Редкая возможность увидеть три главных американских фильма Милоша Формана — за два из них он получил «Оскар» за режиссуру с разницей в девять лет. Всего же у «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) пять статуэток американской киноакадемии, а у «Амадея» (1984) — восемь. Компанию этим двум хитам составляет менее титулованный, но не менее прекрасный антивоенный мюзикл «Волосы» (1979). Параллельно с показами в «Октябре» в Государственной Третьяковской галерее идут показы фильмов чехословацкого периода Формана.


Фото: Shochiku Company

ретроспектива

Ясудзиро Одзу Государственная Третьяковская галерея (Инженерный корпус) 6 октября — 12 декабря

Самая полная за 20 лет ретроспектива японского классика, любимого режиссера Вима Вендерса и Аббаса Киаростами. В таком объеме работы Одзу не показывали со времен легендарной ретроспективы в Музее кино Наума Клеймана — в Третьяковке покажут 28 фильмов. Показы выстроены по принципу обратной хронологии: 6 октября зрители увидят «Вкус сайры» 1962 года, а 11 декабря — «Дни юности» 1929-го. Завершится ретроспектива в день памяти Одзу 12 декабря (режиссер умер в день своего шестидесятилетия, в 1963 году) показом документального фильма Вима Вендерса «Токио-Га», посвященного японскому гению.


Фото: Columbia Pictures

фильм

Пробуждение ЦДК 6 октября, 18.00

Фильм, получивший три номинации на «Оскар» в 1990 году, поставлен Пенни Маршалл по автобиографическому роману знаменитого нейропсихолога Оливера Сакса — о том, как молодой врач находит лекарство для парализованных много лет назад пациентов. В главных ролях — Роберт Де Ниро и Робин Уильямс. Показ проходит в рамках 2-го фестиваля «Доку-Mental», организованного конгрессом «Психическое здоровье человека XXI века» — все фильмы его программы так или иначе ставят вопрос о том, что мы понимаем под дееспособностью и как определяем границу нормы.


Фото: Dir En Grey

концерт

Dir En Grey Клуб RED 7 октября, 20.00

Японцы способны любой жанр гиперболизировать и довести до абсурда. Что же происходит, когда они берутся за кабаре, которое само по себе суть гротеск и преувеличение, да еще смешивают его с остервенелым металлом? Получается, например, группа Dir En Grey. У микрофона мужчина по имени Кё, которого сравнивают с Майком Паттоном и Диамандой Галас.


Фото: Agnese Zeltina

спектакль

Уроки персидского Театр им. Вл. Маяковского (сцена на Сретенке) 8, 9 октября, 19.00

Из Риги приезжает спектакль, посвященный странной, трагической судьбе Бруно Шульца — художника и писателя, которого называли «польским Кафкой». Большая часть его работ бесследно исчезла, остались рассказы — и легенда о самом авторе, убитом в 1942 году на улице Дрогобычского гетто. Пьесу написал и поставил известный сценарист и режиссер Геннадий Островский. В Риге спектакль идет в замечательном, символичном пространстве — в мемориале Жаниса Липке, построенном во дворе дома, хозяин которого во время войны спас жизнь нескольких десятков рижских евреев. Спектакль идет на латышском и русском языке — с русскими субтитрами.


Фото: предоставлено пресс-службой театра

спектакль

Время секонд хэнд Театр им. Евг. Вахтангова 9 октября, 19.00

Еще один очень интересный провинциальный театр приезжает в Москву с большой гастрольной программой — Омский академический театр драмы покажет шесть спектаклей за шесть дней — от вечнозеленой репертуарной классики (Гоголь, Островский) до сложной прозы (Ремарк, Горенштейн). Особенное внимание стоит обратить на документальную прозу Светланы Алексиевич в постановке Дмитрия Егорова: режиссер несколько лет назад уже сделал удачную постановку «У войны не женское лицо» в Томском ТЮЗе, сейчас на очереди советская и постсоветская травма.


Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ

концерт

Laibach «ГлавClub» 11 октября, 20.00

Словенский индустриальный коллектив Laibach справедливо причислен не только к классике популярной музыки, но и к элите перформанс-арта. Группа давно и вдумчиво эксплуатирует тоталитарные мотивы. Среди подвигов Laibach — альбом, целиком состоящий из национальных гимнов разных стран, и концерт в Северной Корее. В России Laibach в этот раз покажут программу «Так говорил Заратустра», основанную на музыке для одноименного спектакля.


Фото: Twentieth Century Fox

фильм

Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль» с 11 октября

Ретротриллер сценариста «Монстро» и «Марсианина» и — что гораздо важнее — режиссера одного из лучших хорроров последних лет, «Хижина в лесу», Дрю Годдарда. «Эль Рояль» — некогда шикарный отель на границе Калифорнии и Невады, куда в один день 1969 года съезжается компания разношерстных героев: усталый священник, афроамериканская певица, коммивояжер и еще несколько человек, чей род занятий определить сходу не так-то просто. Разумеется, все оказываются в итоге не теми, кем кажутся, а помня о том, во что превратилась лесная хижина в дебюте Годдарда, можно предположить, что и отелю в качестве важнейшей топографической единицы американского кинематографа здесь уготована примерно та же участь.


Фото: «WDSSPR»

фильм

Гофманиада с 11 октября

Анимационная фантасмагория по произведениям Эрнста Теодора Амадея Гофмана, над которой режиссер Станислав Соколов работал 16 лет и от которой в итоге отказался автор кукол Михаил Шемякин. У картины есть все достоинства и недостатки «легендарного долгостроя», первым из которых является нарочито запутанный и многослойный сюжет: Гофман-клерк проваливается в фантазии о прекрасной голубоглазой змейке Серпентине, пытается писать оперу «Ундина», вспоминает о Песочном человеке из своего детства, встречается с Щелкунчиком и мечется в оковах романтизма. Отчасти все это напоминает Тима Бёртона с его «Кошмаром перед Рождеством», отчасти — «Шинель» Юрия Норштейна.


Фото: Вольга

фильм

Экстаз с 11 октября

Фильм Гаспара Ноэ о непреднамеренной кровавой оргии посреди танцпола. Предыдущий фильм Ноэ «Любовь» был фактически запрещен российским Минкультом из-за обилия слишком откровенных сцен. В «Экстазе» откровенных сцен тоже хватает, а вот с откровением дела обстоят несколько хуже.

Подробнее — Михаил Трофименков


Фото: Cinema Prestige

фильм

Мэнди с 11 октября

Слэшер Паноса Косматоса с Николасом Кейджем, которому устроили пятиминутную овацию на премьере на каннском «Двухнедельнике режиссеров». Фильм, полный явных и скрытых отсылок к массовой культуре 1980-х, буквально воскрешает их на экране.

Подробнее — Ксения Рождественская


Фото: UPI

фильм

Человек на Луне с 11 октября

Байопик Нила Армстронга с Райаном Гослингом в главной роли, снятый режиссером «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда» Дэмиеном Шазеллом. Вместо патриотического аттракциона о масштабном историческом событии Шазелл выводит на первый план личную драму астронавта — и полностью переворачивает привычный для своего творчества конфликт между мечтой и личной жизнью.

Подробнее — Денис Рузаев


Вся лента