В поисках "третьего учителя"

образование педагогика

Школьная среда — важнейший элемент в развитии образования, свидетельствуют данные исследования, проведенного корпорацией "Российский учебник" и Московским городским педагогическим университетом при аналитической поддержке Всемирного банка.

Школьный центр образования №686 («Класс-центр»)

Фото: PhotoXpress.ru

На современном этапе развития общества вопросы тщательного изучения образовательной среды при исследовании качества образования выходят на первый план. В ХХ веке, когда доминировала репродуктивная модель обучения, почти весь образовательный результат обеспечивал учитель, и, соответственно, практически только от его знаний и способности их передать зависело качество подготовки выпускников.

В современном образовании педагогическое влияние на детей имеет распределенный характер, и ключевую роль играют сами принципы, на которых строится окружение учеников: насколько оно стимулирует проявление инициативы, самостоятельности, ответственности, индивидуальную работу и решение задач в малых группах, учит совершать выбор, рассуждать и проявлять критичность, видеть межпредметную проблематику и практическое значение школьных предметов для жизни социума. В широком смысле среда — это все составляющие окружения человека, их характеристики и связи между ними.

Среда, а не инфраструктура

Как точно сформулировал известный итальянский педагог Лорис Малагуцци, образовательная среда может быть "третьим учителем" — после родителей и собственно педагогов — и в значительной степени помогать учителю и ученикам. Важно обозначить, что среда сама по себе не сможет улучшать качество образования, если учителя и учащиеся не станут использовать ее по назначению. Процесс обучения всегда на первом плане, и тем более — при переходе к новому типу образовательной среды.

В России понятие "образовательная среда" объяснено в большей степени в психолого-педагогической науке, нежели в практике проектирования образовательных пространств. Методологическим основанием ключевых теоретических моделей стала культурно-историческая теория Льва Выготского, где основополагающим концептом является понятие "социальная ситуация развития" — специфическая для каждого возраста, определенным образом организованная система отношений ребенка с окружающим миром.

Отечественные разработки в основном сконцентрированы вокруг характеристик процесса. Наиболее интересным выглядит подход Витольда Ясвина — он предлагает инструментарий экспертизы в виде двух векторов: активность--пассивность и свобода--зависимость. Интеграция двух подходов к анализу образовательной среды, с одной стороны, процесса и структуры образования, а с другой — ориентации на свободу и активность ученика, может дать весьма интересные результаты.

Допустим, мы сравниваем три способа рассадки обучающихся: парами в затылок друг другу; парты на одного человека в затылок друг другу; парты по кругу для группы из 7-8 человек. Не зная всех параметров образовательной ситуации, мы не можем сказать, какой способ рассадки лучше. Какой способ обеспечивает большую активность и свободу учеников? Ответ на этот вопрос полностью зависит от организации образовательного процесса. Если цели и средства обучения полностью задаются педагогом, без опоры на индивидуальные интересы детей и их личное целеполагание, то при групповой рассадке активность скорее выше, а свобода ниже (то есть принуждения в этой ситуации больше) — и нельзя пассивно отсидеться, думая о своем. Если процесс построен на самоопределении и инициативе учащихся, то предпочтительнее групповая рассадка: можно выбирать, к какой группе примкнуть, с кем объединиться в проектно-исследовательскую группу, перемещаться по классу и прочее.

Наиболее подходящее для целей настоящего исследования определение образовательной среды можно сформулировать так: это система элементов, окружающих учащихся и учителей, предоставляющих им возможности для обучения, воспитания и развития. Именно образовательная направленность, отраженная в этом определении, позволяет разграничить "образовательную среду" и "инфраструктуру". Последняя имеет социальную направленность и связана в первую очередь с доступностью и комфортностью социальных услуг, к которым относится и сфера образования.

Один и тот же элемент может быть частью и образовательной среды, и инфраструктуры. Например, школьная столовая — часть инфраструктуры, поскольку позволяет оперативно обеспечить учащихся горячим питанием максимально близко к образовательному пространству. Но столовая может быть организована так, чтобы формировать у учащихся навыки правильного питания, закладывать в их сознание идеи здорового образа жизни. Также столовая может быть местом неформального (не регламентированного программами) образования: стать площадкой для встреч сообществ по интересам (и детских, и взрослых, и смешанных), располагать к объединению в небольшие группы и внеклассному обсуждению учебных заданий и проектов.

Школа-пансион «Летово»

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Среда уверенности

Говоря о современной образовательной среде, следует учитывать, что образование призвано не столько дать человеку набор готовых знаний, социальных сценариев и базиса для освоения определенной профессии, сколько обеспечить фундамент для обучения на протяжении всей жизни (life-long learning) и успешной социализации. Поэтому актуальным выглядит описание современной образовательной среды через так называемые soft skills, т. е. универсальные навыки жизни. Применима, например, позиция ученых (Maxwell, 2007), что образовательная среда должна в первую очередь формировать у человека уверенность в себе.

Исследования показывают, что для формирования этой уверенности необходимо четыре типа пространств: место для взаимодополняющих активностей (в частности, освоения общих и специфических знаний при деятельностном подходе к образованию), "поддерживающее" место (для отдыха, уединения и размышлений), большое пространство (и внутри, и вне помещений — для развития навыков самоорганизации, саморегуляции, физического развития), место самообслуживания (например, туалеты, которые как элемент образовательной среды дают учащимся опыт уважения к ним организации, т. е. школы).

Собранные нами материалы дают основание для разработки понятия "современная образовательная среда" как совокупности четырех основных компонентов — физического пространства, взаимодействия участников образовательного процесса, цифровой среды, структурирования времени по различным видам образовательной деятельности — при использовании педагогами, администрацией, учащимися, жителями микрорайона ресурсов и инфраструктуры школы.

Школьный центр образования №686 («Класс-центр»)

Фото: PhotoXpress.ru

К критериям качества физического пространства относятся:

Доступность — возможность ученика, учителя и других участников образовательного процесса — в том числе с ограниченными возможностями! — пользоваться ресурсами внутри и вне школьного здания, а сообществу — присутствовать в школьном пространстве. Показатели доступности: все помещения школы, включая библиотеку, административные кабинеты, столовую, используются для образовательных целей; часть основной образовательной программы выполняется вне здания школы; в здании школы проходят мероприятия с участием представителей местного сообщества (не только родителей).

Трансформируемость — возможность изменять пространства по объему и функциям. Показатели: в учебных помещениях есть мобильные перегородки, позволяющие менять их объем; общие пространства (холлы, спортивный и актовый залы, двор) используются в разых целях.

Насыщенность оборудованием — учебные задачи решаются с применением разнообразной техники и устройств. Показатели: чтобы самовыразиться или создать какой-либо продукт, ученику не нужно покидать здание школы — все технические средства есть; профессиональная ориентация проводится с использованием новинок техники, не имеющих пока бытового применения.

Персонализация — "присвоенность". Показатели: стилистика помещения очевидно отрицает учрежденческую строгость (акценты в дизайне указывают на присутствие детей); в пространстве учебных и общих помещений представлены плоды деятельности детей (надписи, рисунки, плакаты, фотографии); в учебных, общих и административных помещениях хорошо видны следы планирования и исполнения учителями их замыслов.

Безопасность — устранение непредвиденных ситуаций без ограничения свободы и ущемления прав и доступа. Показатели: присутствие в здании всех участников образовательного процесса контролируется ненавязчиво; образовательный процесс за пределами здания осуществляется с разумной долей контроля безопасности; передвижение посетителей школы по зданию отслеживается службами безопасности без ущемления прав личности.

Возрастосообразность — избегание универсальных решений для школы в целом, внимание к особенностям возраста находящихся в конкретных помещениях детей. Показатели: учет типичных для возраста интересов (для начальной школы — высокая двигательная активность, для старшей — много общения друг с другом, соответственно, места для подобного общения, пространство профессиональных проб); учет мнения учеников разного возраста при оформлении помещений (например, младшие школьники предпочитают камерную обстановку, старшие школьники могут высказываться за дизайн в стиле хайтек).

Взаимодействие участников оценивается по критериям:

Партиципативности — решения о деятельности школы принимаются с участием всех заинтересованных сторон (администрации, педагогов, родителей, учеников). Показатели: любой участник образовательного процесса может предлагать изменения в школьной рутине и ходе событий (например, не менее трех четвертей учителей, учеников и родителей знакомы с решениями о жизнедеятельности школы, принятыми в последние три месяца).

Коллаборативности — сотрудничество по вопросам жизнедеятельности школы. Показатели: все важные для жизнедеятельности школы решения принимаются путем дискуссии; в школе действуют выборные органы общественно-государственного управления (в протоколах фиксируются выступления представителей всех коллективов — педагогического, родительского, ученического; решения принимаются по предложениям разных сторон).

Безопасности — психологический комфорт во взаимодействии всех участников образовательного процесса, здоровый психологический климат. Показатели: в коллективе педагогов отсутствуют признаки психологического давления, манипуляции со стороны администрации, коллег, родителей, учеников; в коллективе учеников отсутствуют признаки психологического давления со стороны взрослых и сверстников.

Критерии оценки цифровой среды:

Доступность (повсеместность) — образовательные ресурсы, необходимые педагогам и ученикам, можно получить из любого места школьного здания (кабинет, библиотека, холл, столовая), а также вне здания (информационно-образовательная среда школы доступна через интернет-каналы с личных и общественных стационарных компьютеров и гаджетов). Показатели: wi-fi на всей территории школы; школьный сайт содержит не только имиджевую "начинку", но и образовательные ресурсы; каждый участник образовательного процесса имеет персональный цифровой онлайн-кабинет.

Информационная насыщенность — расширение образовательного пространства до глобальных масштабов. Показатели: школа имеет подписки на различные электронные базы данных (библиотеки, виртуальные музеи, каталоги больших данных исследований и проч.); ученики и педагоги пользуются при подготовке к занятиям и выполнении проектов ресурсами авторитетных источников информации.

Безопасность — дети и взрослые ограждены силами школы от негативных явлений, существующих в современной цифровой среде, во время образовательного процесса, и не только в здании школы, но и за ее пределами. Показатели: для всех участников образовательного процесса установлен в личном виртуальном кабинете фильтр нежелательного содержания; в школьной системе информационной безопасности существуют протоколы защиты персональных данных учеников, сотрудников школы и родителей.

Школа-пансион «Летово»

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Критерии качества структуры образовательной программы:

Гибкость — в зависимости от текущих образовательных целей расписание может легко меняться, неожиданные, но интересные и полезные образовательные возможности активно включаются в распорядок дня. Показатели: организация внештатной учебной ситуации (лекция интересного деятеля культуры или ученого, находящегося проездом в городе, мастер-класс родителя, желающего поделиться основами своей профессии) не требует длительной подготовки и больших усилий при изменении распорядка дня; для полноценного воплощения проекта, требующего неопределенного времени, есть возможность взаимодействовать ученикам между собой и с педагогом столько, сколько нужно; если освоение того или иного учебного содержания требует больше времени, чем планировалось, есть возможность менять распределение учебных часов.

Интегративность (кластерность) — замена предметного принципа программы сферным с возможностью межпредметного изучения сквозных тем, в том числе разновозрастными ученическими группами. Показатели: ученики объединяются для изучения одной темы в одном помещении, стартуют с общего вводного теоретического материала, а далее распределяются по задачам, используя ресурсы единого пространственного кластера; основная образовательная программа четко демонстрирует межпредметные связи и ресурсы, с помощью которых они осуществляются; действует принцип ровесничества: более старшие или более продвинутые в материале ученики помогают более младшим или менее подготовленным освоить тему.

Индивидуализация — возможность каждому учащемуся проектировать собственный образовательный маршрут и следовать ему при сохранении целостности педагогического процесса. Показатели: образовательный маршрут ученика составлен с его участием, ученик двигается по нему в своем темпе; коллективные формы работы (исключая малые группы и пары) занимают не более одной четверти времени образовательного процесса.

Конституция гарантирует право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Но территориальная протяженность, сложности с инфраструктурой, бюджетные особенности и специфика бюрократических процедур серьезно диверсифицируют условия работы педагогов и обучения детей. Школы Москвы, крупных районных центров, средних городов и сельские школы в отдаленных регионах России кардинально отличаются друг от друга. Поэтому возникает вопрос о широком наборе решений для разных по значимости задач: от создания пилотных инновационных образовательных сред с нуля (по примеру скандинавских и других европейских стран) до типовых вариантов редизайна школьных зданий.

В опросе эксперты называли и дешевые, и дорогие решения, которые могли бы преобразить школьное пространство. Среди тех, что не требуют особых затрат, названы: закупка множества маленьких щеток и совков (начальная школа), сети на стены для вывешивания работ, покраска стен разной краской, закупка мягких модулей для создания разноуровневого пространства и смягчения углов; создание общих информационных поверхностей (меловые или маркерные стены в рекреациях, пробковые доски и проч.); совместное проектирование школы с детьми и оборудование пустых помещений под плоды проектной деятельности учеников.

При наличии большого бюджета — использование максимально экологически чистых материалов (много стекла и дерева); обустройство больших классов с возможностью зонирования под разные задачи; оборудование опенспейсов и атриумов (больших тусовочных пространств), посадка большого количества зелени; налаживание школьных производств; оборудование спортивных комплексов на улице, стадионов, площадок для разных, в том числе модных, видов спорта; наличие запоминающегося элемента (из существующих идей — огромный глобус во дворе, который разговаривает на десяти языках; огромный маятник Фуко; огромный аквариум в рекреации), который будет творить миф о школе, создаст ей имидж и обеспечит привлекательность.

Специалисты, участвовавшие в проекте, сходятся во мнении: совершенствование подходов к организации образовательной среды должно идти не по пути стандартизации проектных, дизайнерских решений, оборудования и мебели, а по пути повышения компетентности педагогических коллективов и руководителей школ, а также учащихся и их семей — для совместного и осознанного создания современной образовательной среды и для деятельности в ней.

Требуется особым образом изучать влияние различных компонентов образовательной среды на образовательные результаты учащихся, чтобы находить аргументы для обоснования экономических затрат на трансформацию школы.

Школа-пансион «Летово»

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Основные выводы

Во-первых, важна педагогическая составляющая — гуманизация подхода к организации образовательной среды: недостаточно обеспечить новое качество пространства и новое оборудование, важно обучать педагогов организации такой среды и работе в ней. Инфраструктура становится образовательной средой, когда там появляются субъекты образовательного процесса.

Во-вторых, для развития современной образовательной среды большое значение имеет утверждение партиципативного подхода в образовании — для этого нужно развивать новые профессиональные компетенции учителей и управленцев: педагог не обслуживает оборудование, а организует среду, в том числе использует и трансформирует оборудование и пространство для решения своих педагогических задач. А ученик — не пассивный обучающийся (которого обучают без его воли), а заинтересованный в своем образовании субъект. Образовательная среда — это прежде всего взаимодействие педагога и ученика.

Школа — это организация пространства

Максим Лозовский, вице-президент корпорации "Российский учебник":

— В основе нашего исследования — запрос на качественное изменение системы образования. Международный и российский опыт говорят, что школа — это не только и не столько про стены, учебники, оборудование и учителей. Современная школа — это про правильную организацию учебного пространства и систему отношений внутри этого пространства. В партнерстве с Московским городским педагогическим университетом и при аналитической поддержке Всемирного банка мы провели анализ лучших международных и российских кейсов, мониторинг актуальных концепций и публикаций, опросы зарубежных и отечественных экспертов-практиков из разных отраслей. Мы выявили основные критерии современной образовательной среды и подготовили набор индикаторов, отражающих ее качество и соответствие новым требованиям. Следующим шагом станут практические рекомендации по организации образовательной среды для разных заинтересованных сторон — школ, управленческих команд, девелоперов, образовательных компаний, органов управления образованием.


Как измерить и изменить среду

1. Структурированное наблюдение — шкалы

США, Великобритания, Канада, Швеция, Германия

Основная цель этого наблюдения — оценка различных аспектов образовательной среды: предметно-пространственного, взаимодействия воспитателя и ребенка или педагога и ученика, распределения времени между видами деятельности, а также условий, которые созданы для персонала и родителей.

К наиболее распространенным инструментам относятся серия Environment Rating Scale (ERS), разработанная экспертами из Университета детского развития Северной Каролины, и CLASS (Classroom Assessment Scoring System), созданная в Университете Вирджинии.

К серии ERS относится шкала ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale), получившая распространение и в России: в 2014-2015 годах проведена апробация в Москве, в 2016-2017-х — оценка качества образования в 74 регионах России. CLASS не оценивает предметно-пространственный компонент среды, а сконцентрирована на характеристиках образовательного процесса, сгруппированных в три области: эмоциональная поддержка; организация работы в группе; инструктивная поддержка.

Эти инструменты объединяет то, что они дают не только объективные критерии для оценки среды, но и служат педагогам навигатором качества среды, операционализирующим это понятие.

2. Инновации в дизайне и архитектуре

Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Голландия, Австралия и Новая Зеландия

Новые школы в этих странах — здания будущего, сконструированные и построенные таким образом, что уже само здание вдохновляет на учебу, эффективно включает обучающихся в освоение новых навыков и знаний.

3. Оценка влияния физической среды на качество образовательных результатов

Норвегия, Австрия, Австралия, Греция, Ирландия, Италия, Япония, Мексика, Новая Зеландия, Люксембург, Россия

Исследование Университета Салфорда "Умные классные комнаты" посвящено изучению влияния физических характеристик классных комнат в британских школах на академическую успеваемость учеников. По результатам исследования выделено семь ключевых параметров проектирования и дизайна: свет, температура, качество воздуха, персонализация, адаптивность, сложность и цвет,— которые в совокупности объясняют 16% различий в успеваемости учащихся.

4. Школы устойчивого развития

Англия, Голландия, Финляндия, Швеция, Дания

Новые здания школ перестают быть обособленными, однофункциональными пространствами, предназначенными только для обучения детей. Школа играет роль центра местного сообщества, двери которого открыты с 7 утра и зачастую до 11 часов вечера. Услуги школы: спортивные секции, дополнительное образование, кафе, место встреч для пожилых людей, концерты и прочие районные (окружные) мероприятия, консультационная поддержка мигрантов, выравнивание образовательных возможностей детей из семей с низким достатком за счет бесплатных секций и кружков.

5. Умная среда обучения

Армения, Нидерланды, Дания, Германия, Сингапур, Россия

Все пространство школы становится универсальным и ориентированным на развитие детей, стимулирующим их когнитивные, социально-эмоциональные, а также физические навыки. Вместо предметных классов (математика, язык, география, информатика) появляются классы, в которых можно провести любой урок любому из преподавателей или группе преподавателей. Классы химии, физики и биологии объединяются в единый блок или даже одно помещение — научный кластер, в котором можно провести метапредметное исследование. Мастерские и робототехника также объединяются в единый блок — так называемую Фаблаб-лабораторию. Зачастую все пространство школы является учебным, в любом месте (рекреация, холл, коридор) можно организовать и поточное обучение, и мини-групповое, и индивидуальное.


Чем руководствоваться

За последние пять лет в России было проведено несколько независимых исследований и выпущено несколько руководств по редизайну школьного пространства. Каждое из них может быть использовано как пособие и рекомендательный документ в процессе ремонта или строительства школы.

Руководство, выпущенное командой исследователей из Московского архитектурного института в соавторстве с преподавателями и студентами кафедры промышленного дизайна МГТУ им. Н. Э. Баумана: подразделение школы на зоны по территориально-функциональному принципу и обеспечение пассивной безопасности всех участников образовательного процесса методами средового дизайна.

Рекомендации студии Артемия Лебедева: подбор материалов для ремонта, цветовых решений, организации графических и навигационных элементов.

Сборник решений от Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга N26: онлайн-руководство, содержащее набор графических и мебельных решений для коридоров, рекреаций и входных зон всех разновидностей типовых школьных зданий Москвы.

Концепция редизайна московских школ от Высшей школы экономики.

Главный минус всех вышеперечисленных документов — слабая или почти отсутствующая связь между дизайном и реформированием педагогического процесса. Комплексного руководства, помогающего параллельно выстраивать и физическую, и педагогическую, и эмоциональную образовательную среду, в России не создано. Это может стать направлением для дальнейшего развития проекта.

Отдельного упоминания заслуживает программа для общеобразовательных школ, созданная в 2009 году группой архитекторов, инженеров, социологов и других специалистов Дании и переведенная на русский язык усилиями Всемирного банка.


Какие пространства необходимы

Образовательная среда в современной школе начинает играть значимую роль. Кроме уже доказанных воздействий, таких как качество воздуха, температура и освещенность, важную роль играет и организация образовательной среды, цветовые решения и возможность школьников влиять на организацию пространств, которые их окружают. Сегодня в традиционных классах все труднее организовывать групповые, индивидуальные и проектные виды занятий, а простые решения по увеличению школьных пространств приводят к удорожанию строительства и обслуживания. Аналитическая и исследовательская работа Всемирного банка в разных странах подтверждает значение среды для обучения. Именно поэтому необходимы такие исследования, которые помогают понять, какие пространства необходимы для современного преподавания, как связаны между собой образовательные результаты школьников и параметры образовательной среды, а также какие возможности существуют для повышения эффективности школьных пространств. Обсуждаемая работа, безусловно, важна для России в контексте реализации амбициозных проектов по развитию инфраструктуры образования.


Лорис Малагуцци, итальянский реформатор образования:

Интеллект ребенка — вот то, во что следует верить! Верить, что ребенок действительно разумен и может сам выстроить процесс познания. Если мы к этому готовы, наши отношения с ребенком заметно меняются!

Наши объяснения, наша школа приспосабливаются к ребенку, а он непрестанно бомбардирует нас новыми запросами, темами для проверки и исследования. Страсть к познанию мобилизует всю личность ребенка! Дети рождаются исследователями!

Когда мы вместе с детьми изучаем что-то новое, ищем возможность улучшить наши отношения, рождается удивительное взаимопонимание между взрослым и ребенком. Но и это не все! Сотрудничество создает ось познания, подпитывает ум ребенка, расширяет его видение мира: он замечает новые связи между понятиями, предметами, событиями, становится способным к взаимодействию, диалогу, исследованию, поиску. Мне кажется, в этом смысл и главная сила того, что мы называем интеллектом.

***

Мы понимали, что нашего образования не хватает, что нам, как и нашим ученикам, нужно многому научиться. Мы были полны воодушевления и страха одновременно. И тут нам на помощь пришла простая вдохновляющая мысль: узнать что-то важное о детях и для детей мы можем от самих детей!

***

Ребенок состоит из сотни.

У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить.

Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить.

Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать.

У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них.

Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество.

Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут.

Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты — вещи, не совместимые друг с другом.

В общем, учат, что нет никакой сотни.

Ребенок говорит: сотня есть.


Ровесническое образование

Термин "ровесничество" предложил в конце 1970-х годов известный советский и российский теоретик педагогики Евгений Шулешко (1931-2006). Вот как он описывал смысл ровеснического подхода к образовательной среде.

Ровесник — носитель общих навыков культуры своего народа. Ровесники ощущают себя новым поколением — новой общностью, которой доступны все стороны жизнедеятельности людей и в которой расхождения между людьми не доводятся до конфликтов. Суть нашего подхода — в организации такой жизни детей, при которой формирующееся поколение ровесников осваивает и сохраняет старые культурные традиции и, незаметно для себя, создает традиции новые.

А в качестве способа, формы достижения такого результата педагог использует возможность ненасильственно, ненавязчиво, нерегламентированно вводить в оборот жизни знания, умения и навыки. Тогда то, что считалось дальней целью, становится всегда ближней, а достижение обученности — дальней.


Ресурсов мало

Несмотря на внимание государства к ресурсному обеспечению системы образования, потенциал развития образовательной инфраструктуры регионов используется недостаточно: среднее значение по России интегрального образовательного индекса составляет 0,48. В школьном образовании, безусловно, за последнее время улучшилась ситуация с общим состоянием зданий, однако уровень обеспеченности школьников учебными площадями по-прежнему весьма невысок — 0,47. Крайне низок показатель, характеризующий возможность использования в школах высокоскоростного доступа в интернет — 0,19. Немногие организации имеют учебно-опытный участок, электронную библиотеку, оставляет желать лучшего и индекс укомплектованности обычных школьных библиотек.

По данным исследования, проведенного в 2016-2017 годах НИУ Высшая школа экономики и корпорацией "Российский учебник"


Вся лента