От «Склепа живых мертвецов» до «сокровищницы американской истории и культуры»

Американский миллиардер Марк Бениофф приобрел журнал Time

В прошлые выходные СМИ сообщили о покупке журнала Time главой корпорации Salesforce Марком Бениоффом и его супругой. За журнал, который господин Бениофф называет «сокровищницей американской истории и культуры», он заплатит $190 млн, и корпорация пополнит уже обширные ряды глав крупных американских компаний, в том числе технологических, ставших в последние годы владельцами газет или журналов.

Марк Бениофф родился 25 сентября 1964 года в Сан-Франциско. Его отец, Рассел Бениофф, владел местным универмагом. И по словам Марка, трудовой этике он научился именно у отца. То, что дальнейшая жизнь Марка будет связана с компьютерными технологиями, стало понятно еще в детстве — мальчик активно интересовался этой областью. До того активно, что еще будучи школьником он разработал и продал компьютерное приложение под названием «Как научиться жонглировать». Приложение работало на микрокомпьютерах TRS-80 компании Tandy и было приобретено у него одним из специализированных журналов за $75. Потом Марк поставил буквально на поток создание компьютерных игр для домашних компьютеров Atari 800 фирмы Atari. В списке его разработок игры с захватывающими названиями «Склеп живых мертвецов», «Кошмар», «Побег с острова Вулкана», «Наследник короля Артура».

Чтобы извлекать какую-то выгоду из этого изобилия, Марк в возрасте 15 лет создал компанию Liberty Software, став ее главой и единственным сотрудником, и уже через год получал стабильный доход до $1,5 тыс. в месяц.

Благодаря этому молодой человек смог самостоятельно оплатить учебу в Университете Южной Калифорнии, куда поступил после окончания школы, и еще купил себе подержанный автомобиль Toyota.

Годы учебы в университете не только помогли точнее определиться с самой интересной для него областью работы и попробовать свои силы в ней, но и дали возможность обзавестись полезными связями. Летняя практика в Apple в качестве программиста в подразделении Macintosh позволила познакомиться со Стивом Джобсом (позже они стали друзьями), а первая официальная работа была уже в компании Oracle, основанной другом Джобса Ларри Эллисоном. Правда, в Oracle ему не приходилось иметь дело с любимым программированием, он стал менеджером по продажам. Но и на этой должности сумел быстро выдвинуться — в первый же год он был удостоен звания «Новичок года», а в 26 лет стал самым молодым в истории Oracle вице-президентом. Вместе с этой должностью он получил зарплату $300 тыс.

Марк Бениофф выступает с речью в Калифорнийском университете в Беркли

Фото: Reuters

Инициативный, вечно полный разных идей и целеустремленный молодой человек привлек внимание главы Oracle Ларри Эллисона, и они стали хорошими друзьями. Господин Эллисон нередко давал молодому коллеге дельные советы, а когда к концу 1990-х Марк решил попробовать себя в чем-то новом, глава Oracle предоставил ему $2 млн из личных средств, чтобы он мог вместе с несколькими партнерами создать компанию Salesforce для разработки систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).

Идея, которая стояла за Salesforce и которую Марк окрестил «конец программного обеспечения», была для 1999 года прорывной. До сих пор все разработчики программного обеспечения, включая Oracle, работали по следующему принципу: они создавали ПО, продавали его компаниям и те должны были устанавливать его на свои серверы, со всеми вытекающими отсюда сложностями — высокой стоимостью, необходимостью приглашения специалистов по установке и интеграции ПО, обучения специалистов в компании-покупателе и т. п.

Бениофф решил предоставлять CRM заказчикам исключительно по модели software as a service (SaaS, программное обеспечение как услуга, одна из форм облачных технологий), когда заказчику не нужно ничего у себя устанавливать, соответственно консультанты по установке и интеграции не нужны, техническую поддержку осуществляет сама Salesforce, доступ к CRM заказчик получает через интернет и оплачивает не покупку системы, а ее аренду, что значительно уменьшало стоимость услуги.

Глава Salesforce Марк Бениофф на совместной пресс-конференции с президентом Toyota Motor Corp Акио Тоёда, 2011 год

Фото: Reuters

Не сразу, но клиенты оценили удобство работы с Salesforce, и доходы компании пошли вверх. Не сломил ее ни лопнувший в начале 2000-х технологический пузырь, ни размолвка Бениоффа с Эллисоном после того, как выяснилось, что Oracle параллельно разрабатывает конкурирующую CRM-систему, и последующее увольнение Эллисона из совета директоров Salesforce.

Компанию Бениоффа стали называть одним из пионеров облачных технологий. Свои первые успехи на этом поприще Марк Бениофф описал в книге «За облаком», которая стала бестселлером. А за этой книгой последовали еще две.

Проведенное в июне 2004 года IPO закрепило успех компании. Тогда акции Salesforce продавались по $11 и привлечено было $110 млн. Сейчас акции Salesforce торгуются по $155, и ее рыночная капитализация превышает $117 млрд.

Личное состояние Марка Бениоффа Bloomberg оценивает в $6,08 млрд, и в рейтинге миллиардеров, по версии агентства, он занимает 236-е место.

Крепкий бизнес, внушительное состояние и твердая вера в социальную справедливость и важность добрых дел стали надежной опорой для обширной благотворительной деятельности Марка Бениоффа и его супруги Линн. Например, он внедрил в Salesforce принцип «1–1–1», согласно которому компания жертвует 1% рабочего времени сотрудников, 1% годовой прибыли и 1% продукции на благотворительные цели. Кроме того, супруги помогают Калифорнийскому университету в Сан-Франциско и финансируют созданную при их поддержке в городе детскую больницу, предоставляют гранты более чем на $100 млн ежегодно. И это лишь несколько примеров.

И вот на днях Марк Бениофф сообщил, что вместе с супругой Линн покупает известный американский журнал Time. «Сила Time всегда была в его уникальном изложении историй и людях и событиях, которые на всех нас оказывают влияние и всех нас связывают между собой,— написал миллиардер в своем Twitter в связи с этим событием.— Это сокровищница нашей истории и культуры. Мы с глубоким уважением относимся к этому изданию, и для нас честь управлять этим культовым брендом».

Супруги Бениофф не намерены вмешиваться в текущую работу журнала и менять руководящую команду.

И главный редактор Time Эдвард Фельзенталь от лица этой команды выразил полное восхищение тем, что у них будут такие прекрасные управляющие, как Марк и Линн Бениофф. «Нам просто не терпится начать новую главу нашей истории»,— заявил он.

Алена Миклашевская

Вся лента