В кинотеатрах показалась квота

Минкульт планирует ограничить число сеансов иностранных фильмов

Минкульт вернулся к идее ограничения на количество сеансов отдельных фильмов в кинотеатрах. Согласно новому законопроекту министерства, доля показов для иностранного фильма не сможет превышать 35% от общего числа сеансов в день. В этом году такой порог удалось перешагнуть всего восьми иностранным релизам, поэтому ситуация не фатальная, полагают кинодистрибуторы. Кинотеатры выступают против любых ограничений, жалуясь на дефицит интересного кино.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Минкульт вернулся к идее регулирования числа сеансов фильмов в кинотеатрах, следует из опубликованных поправок к закону «О господдержке кинематографии». В них предлагается со следующего года ограничить количество сеансов каждого фильма 35% в день. Если в кинотеатре всего один зал, то в нем число показов ограничивается 35% в месяц. Ограничение не распространяется на национальные фильмы, то есть снятые российскими продюсерами на русском языке без нецензурной брани, иностранные инвестиции в смете которых не превышают 50%.

Еще в июне 2017 года Минкульт предлагал ограничить число сеансов как для зарубежных, так и для российских картин, чтобы обеспечить многообразие в кинотеатрах. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не согласовала тот проект, посчитав, что кинотеатры вправе самостоятельно планировать деятельность. В ФАС не ответили на запрос “Ъ”.

Советник министра культуры по кинематографии Павел Степанов передал через пресс-службу, что новый документ вскоре появится на regulation.gov.ru для обсуждения. «Каждую неделю в прокат выходит от трех до шести новых картин, при этом не сбрасывается со счетов, что фильм идет не одну неделю. Таким образом, еженедельно в широком прокате представлено от 7 до 20 лент. Поэтому данная норма не создает проблему, а является обеспечительной и направлена на многообразие релизов в принципе»,— говорит он. Минкульт проводил встречи с крупнейшими кинопрокатчиками, рассказал “Ъ” сотрудник министерства, и все они выразили желание больше прокатывать российское кино. Американские дистрибуторы с успехом берутся за отечественные релизы и видят, что зритель на них пошел, подчеркивает собеседник.

Владимир Мединский, министр культуры РФ, в мае 2018 года (цитата ТАСС)
Судьба проката голливудских фильмов мне глубоко безразлична, ведомство волнует успешность киносетей в целом

Руководители двух крупных прокатных компаний в беседе с “Ъ” согласились, что 35% — «не фатальное» требование. Фильмы-события выходят лишь несколько раз в год, мейджорам важнее получить больше рядовых фильмов, крепких франшиз, поясняет один из них. По данным ЕАИС, агрегирующей информацию от кинотеатров, в 2018 году порог 35% сеансов в премьерный уикенд перешагнули восемь иностранных картин: «Пятьдесят оттенков свободы» (38%), «Мстители: Война бесконечности» (39,4%), «Дэдпул-2» (50%), «Мир юрского периода» (48%), «Суперсемейка-2» (38,5%), «Человек-муравей и Оса» (46,1%), «Миссия невыполнима» (42,7%) и «Мег: Монстр глубины» (37,1%). Еще пять западных релизов подобрались близко к этой планке, включая «Первому игроку приготовиться» и «Лару Крофт» (у обоих — 34,8%). Из российских фильмов порог преодолели четыре: «Лед» (42,4%), «Тренер» (39,3%), «Гоголь. Вий» (38,9%) и идущий сейчас в кинотеатрах «Гоголь. Страшная месть» (38,5%).

Гендиректор 20th Century Fox Russia Вадим Смирнов не поддерживает ограничения, хотя говорит, что логика государства ему понятна: «Государство инвестирует в отечественный кинематограф и, вполне объяснимо, хочет создать ему благоприятные условия на рынке. Понятно, что прийти в кинотеатр и увидеть в расписании восемь из десяти сеансов, отданные одному блокбастеру,— это в некотором смысле ограничение в выборе аудитории»,— признает он. Но ограничительные меры в отношении зарубежного кино, которые противоречат самой идее цивилизованного рынка, не создадут повышенной популярности российскому продукту, полагает господин Смирнов, напоминая, что в графике любого крупного дистрибутора и так большое количество отечественных релизов. «Мы готовы прокатывать еще больше, но нам приходится от многих вещей отказываться, так как они не выдерживают критики»,— добавляет он.

В киносети «Каро» сетуют на дефицит привлекательного для зрителей контента — как российского, так и иностранного. «Динамика предыдущих лет показывает естественный прирост доли отечественного кино в прокате. Это происходит из-за повышения качества продукта и уровня доверия зрителя к нему. Этот же принцип определяет и нашу политику репертуарного планирования. В нашей сети присутствует очень разнообразный контент, мы показываем зрителю то, что он хочет видеть»,— сообщил представитель «Каро». В объединенной сети «Синема Парка» и «Формулы кино» отметили лишь, что анализируют ситуацию с инициативой Минкульта.

Анна Афанасьева

Как Владимир Мединский усилил влияние на Фонд кино

В конце августа Минкульт усилил контроль над Фондом кино, который ежегодно распределяет более 3 млрд руб. на поддержку отечественных фильмов. Теперь министерство сможет влиять на расходование субсидий, условия получения их продюсерами и назначение директора фонда. Участники рынка надеются, что это не приведет к изменению всей системы господдержки, опасаясь волюнтаристских решений.

Читать далее

Вся лента