Советский внедорожник-спортсмен

Дмитрий Гронский — о Lada Niva

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Гронский рассказывает о Lada Niva 1979 года на аукционных торгах и марафоне Париж-Дакар.

Фото: Sotheby's

Советские автомобили редко встретишь на американских или европейских аукционах. Чаще всего там оказываются «Волги» или «Чайки» в сопровождении баек про «железный занавес» и вездесущих агентов КГБ. Но бывают и исключения. Так, на прошлой неделе аукционный дом Sotheby’s выставлял на торги автомобиль Lada Niva 1979 года выпуска. Эстимейт лота, то есть сумма, за которую, как предполагалось, будет продан автомобиль, была объявлена в пределах €50-75 тыс. Дело в том, что конкретно этот советский внедорожник принимал участие в марафоне Париж-Дакар 1981 года.

Серийный выпуск «Нивы» начался в 1977 году. Практически одновременно с этим произошло и другое знаковое событие: во время участия в ралли Абиджан–Ницца французский мотогонщик Тьерри Сабин сбился с трассы и заблудился в Ливийской пустыне. К счастью, на третий день его нашли туареги, и он остался жив. Именно тогда Сабин решил организовать трансконтинентальный марафон Париж–Дакар.

Старт первого ралли состоялся 26 декабря 1978 года на площади Трокадеро в Париже. Среди двух сотен участников на легковых автомобилях, грузовиках и мотоциклах затесалось и пять Lada Niva, причем они не представляли Советский Союз — их владельцы выбрали «Ниву» как автомобиль, способный выдержать такой тяжелый марафон. На следующий год в гонке приняли участие уже два десятка Lada Niva, а само присутствие на старте советских внедорожников стало неотъемлемой реалией марафона Париж–Дакар.

«Нива», выставлявшаяся на торги в Лондоне, участвовала в гонках практически без переделок. Внешне от серийной ее отличали разве что спортивный руль и приборная доска с кучей тумблеров. Плюс наклейки с рекламой журнала Paris Match выдавали в машине спортсмена.

Увы, лот был продан всего за €5120. Хотя, почему «увы». Если машина опять будет выставляться на торги — последний раз это было в 2009 году, а среди наших соотечественников найдется настоящий поклонник отечественной техники, то у него есть шанс приобрести легенду автоспорта за не слишком большие деньги.

Вся лента