Старый новый дом

Марина Прохорова о ДЛТ

В этом году ДЛТ, «Дому ленинградской торговли», исполняется 110 лет. Последние пять из них он последовательно и успешно работает над тем, чтобы, как и ЦУМ, занять место в ряду Department Stores, Grandes Magasines, важнейших больших универмагов мира

История места

В XIX веке на месте ДЛТ были Волынский извозчичий дом и называвшиеся по имени хозяина Волковские номера — недорогая гостиница, в которой останавливались не только купцы или военные, но и писатели и композиторы. В 1907 году участок выкупило Гвардейское экономическое общество, акционерами которого были офицеры. В планах общества было создание первого в России торгового дома, где можно было бы купить все, от спичек до музыкальных инструментов. Объявленный ими международный конкурс никто не выиграл, но после доработок был принят за основу проект Эрнеста Вирриха при участии архитекторов Иосифа Падлевского, Степана Кричинского и Бориса Боткина. В открывшемся год спустя торговом доме Гвардейского экономического общества действительно продавалось все, от бакалеи до золота и оружия. И первым делом новый универмаг, благодаря самым низким в Петербурге фиксированным ценам (офицерам гвардейских полков полагались дополнительные скидки), разорил большинство лавочников в округе. Так что в народе будущий ДЛТ называли «Гвардейской экономкой» не только для краткости. Нынешний владелец ДЛТ, компания Mercury, утверждает, что так называемые «Миланские цены» — продолжение политики первых хозяев торгового дома.

В 1918 году в здании открылся Первый государственный универсальный магазин, позже, в годы НЭПа, преобразованный в Дом ленинградской кооперации Ленинградского совета потребительских обществ, сокращенно ДЛК. В 1935 году свободное предпринимательство прикрыли и универмаг переименовали в ДЛТ — Дом ленинградской торговли. И это название осталось за ним уже навсегда. Даже когда в поздние советские времена универмаг превратился в самый крупный в Ленинграде магазин товаров для детей, его продолжали называть именно ДЛТ, а не «Детским миром». И надо сказать, что знаменит хорошим по советским временам выбором он был не меньше, чем московский магазин на нынешней Лубянке.

В 1990-х ДЛТ продолжал быть магазином с детскими товарами, но просто постепенно разрушался, в начале 2000-х стало понятно, что нужна срочная и серьезная реконструкция, и когда здание потерявшего популярность универмага перешло к Mercury, крупнейшему российскому торговцу товарами класса люкс, она началась.

История дома

Здание ДЛТ было построено позже московских гран-магазинов эпохи модерна. И по совершенно новым технологиям. Атриум с огромным куполом из стеклянной мозаики (теперь под ним расположен отдел косметики и парфюмерии) и сейчас впечатляет, а в 1908 году поражал воображение. Вообще классическая структура торговых рядов, пассажей и универмагов напоминает крытую площадь или улицу, с прилавками по центру и многоэтажными магазинчиками по краям. И стеклянная крыша по центру, если учесть сложность искусственного освещения в прежнее время, была предпочтительнее. Но, в отличие от относительно простых арочных крыш пассажей, полностью стеклянный купол такого размера, как над большим атриумом ДЛТ,— это действительно большое инженерное достижение.

Главный архитектор постройки, академик Эрнест Францевич Виррих, отлично умел создавать из новомодного железобетона — материала совершенно необходимого для архитектуры модерна — здания, тонко вписывающиеся в архитектурный ландшафт Петербурга. Так и в стиле ДЛТ явственно чувствуется влияние имперского классицизма. А шпиль башни на углу Большой Конюшенной улицы и Волынского переулка с восьмиконечной звездой (при советской власти она была пятиконечной) стал важнейшей вертикалью этого района и узнается издалека.

Второй, малый атриум ДЛТ — в нем сейчас расположены часовые и ювелирные корнеры — разрабатывала и пристраивала уже команда архитекторов и инженеров под руководством Ильи Леонардовича Балбашевского в 1912–1913 годах. А окончательный облик здания универмага оформился в 1918 году, так что ДЛТ в 2018-м одновременно празднует и 110-летие, и 100-летие.

Реставрация 2005–2012 годов была не только масштабной, но и исключительно корректной. Исторические технологии начала XX века соблюдены, бронзу и венецианское стекло не заменяли на современные дешевые и легкие полимеры и композиты, чем, к сожалению, часто грешат при реконструкциях. Восстановление купола большого атриума, состоящего из 522 стеклянных деталей, оказалось делом особенно сложным. Но купол дает теперь необыкновенное освещение главного зала универмага. И звезда на шпиле угловой башни вновь стала восьмиконечной, Андреевской, символом мореплавателей, путешественников и торговцев.

Лучший детский

История главного детского универмага Ленинграда (и как минимум второго по важности в стране) началась в 1965 году, но называли ленинградский «Детский мир» по-прежнему ДЛТ.

В СССР с детской модой дела обстояли примерно как с детской литературой — в ней дозволялось больше свободы и творчества. Так что подростковая одежда очень часто выглядела как, пусть и упрощенный, вариант общемировой моды. Так что в детский универмаг стремились и ленинградцы, и приезжие, в том числе москвичи.

Во вновь открытом ДЛТ очень бережно отнеслись к детскому прошлому дома. Детям полностью отдан 5-й этаж — после того как были реконструированы два технических складских и административных этажа здания. И в результате детский отдел ДЛТ явно превосходит даже довольно обширный детский отдел ЦУМа.

Дело не только в полноте ассортимента, но и в том, как ДЛТ создал маленький детский мир, не только материальный. В ДЛТ работают аниматоры и гувернеры, которые развлекут детей, пока взрослые заняты шопингом. И здесь работает отличный, хорошо известный в городе полноценный детский клуб.

Занятия в этом клубе регулярные, три-четыре раза в неделю, с лекциями и мастер-классами. Ежемесячно проходят театральные воскресенья. Так что на детском этаже нашли место для маленькой сцены и игрового корнера. Кроме того, здесь есть оборудованная в сотрудничестве с издательством «Манн, Иванов и Фербер» романтичная старомодная мини-библиотека ДЛТ. В ближайших планах — создание в ДЛТ семейного клуба с совместными занятиями для детей и взрослых.

Сегодня

Каждый Department Store с мировой репутацией имеет собственный ярко выраженный стиль. Парижские Galeries Lafayette и Printemps Haussmann — абсолютно разные магазины, как и, например, нью-йоркские Bloomingdale’s и Barneys. В России пока таких гран-магазинов, созданных по европейскому классическому образцу, всего два — московский ЦУМ и петербургский ДЛТ. И они тоже отличаются друг от друга, хотя и принадлежат одной и той же компании.

Дело не в архитектурных различиях — какими бы они ни были, устройство классических Grand Magazines соответствует определенным принципам: большой центральный атриум с косметикой, аксессуарами и драгоценностями на первом этаже и что-то вроде мультибренда, окруженного корнерами крупных марок, на остальных. И не в том, что площадь питерского универмага меньше и непривычно большое пространство здесь отведено детям и детской тематике. Дело в соответствии характеру города, его стилю, его видению себя.

В Петербурге всегда было чуть больше крайностей, чем в Москве. Здесь всегда ценили концептуальную и авангардную одежду, но и преувеличенно кокетливая тоже пользовалась спросом. А вот подчеркнуто деловые и агрессивно гламурные марки здесь гораздо менее популярны, чем в Москве. Отделы ДЛТ, в которых выставлены рядом концептуальные и эксцентричные бренды, задают тон и «мужскому», и «женскому» этажам. По площади эти отделы не больше вполне репрезентативных цумовских, но из-за компактности ДЛТ играют в нем определяющую роль — и очень любимы покупателями.

Кроме того, туристический Петербург очень много внимания уделяет русским сувенирам. Им посвящен отдельный зал за малым атриумом — платки, матрешки, балтийский янтарь в петербургском большом универмаге выглядят органично.

Новые возможности

Несмотря на 110-летнюю историю, ДЛТ начал функционировать в качестве настоящего Department Store чуть больше пяти лет назад — а это очень небольшой срок для магазина такого масштаба. Но сочетание старого петербургско-ленинградского бренда с настойчивостью и опытом его нынешних владельцев дали быстрый результат — ДЛТ очень популярен, туристов в магазине не меньше, чем петербуржцев, как и во всех знаменитых универмагах мира.

Реконструкция по большому счету еще не завершена. Но универмаг развивается: этим летом на «женском» 3-м этаже появились корнеры Balenciaga и Balmain, на 4-м — корнеры молодежных брендов Acne Studios и Alice + Olivia, осенью на 1-м этаже появится отдельный бутик Rolex — и, разумеется, число марок будет расти и дальше.

Как и положено современному большому магазину европейского значения, ДЛТ имеет собственный интернет-магазин и сайт с новостями магазина и модными советами. Организована услуга tax free — в ДЛТ ею очень гордятся, и для главной российской туристической метрополии это действительно полезное нововведение, к тому же продолжающее своего рода историческую линию: в 1930-е здесь работало представительство Торгсина, ведавшего валютной торговлей. ДЛТ намерен поддерживать репутацию Петербурга как гастрономической столицы. В самом универмаге есть кофейня, магазин имеет общую дверь с прекрасным рестораном UNA на Большой Конюшенной — модным заведением с авторской кухней и отличной винотекой, в планах сотрудничество с другими питерскими рестораторами и открытие отдела деликатесов.

Каждый сезон ДЛТ устраивает сезонные показы мод, стилизуя образы вещами из коллекций, продающихся в магазине. Устраивает для постоянных клиентов и другие светские мероприятия — вечеринки по случаю больших праздников, коктейли и встречи с навещающими Петербург знаменитыми дизайнерами. Спонсирует концерты. Но очень актуальная в наше время внутримагазинная культурная активность — выставки, конкурсы, концерты — в ДЛТ пока рассчитана в основном на детей. Для большего нынешнему ДЛТ пока просто не хватает пространства. Но уже идет реставрация 6-го этажа, так что все впереди.

Главные бренды ДЛТ


Balenciaga

Кристобаль Баленсиага был гением, создававшим концептуальную одежду архитектурных форм. Возрожденный в 1997-м бренд Balenciaga приблизил чистую идею костюма к массовому вкусу, но объемный архитектурный крой остался важнейшей частью стилистики. Как и придуманные основателем марки платья baby doll, платья-рубашки, платья-коконы и платья-туники последовательно появлялись в футуристических коллекциях Николя Гескьера, околоспортивных Александра Вонга и нынешних псевдоуличных Демны Гвасалии.


Chloe

В 1952 году Габи Агьен создала Chloe как марку интеллектуального pret-a-porter. В дальнейшем стиль бренда формировали Карл Лагерфельд, Стелла Маккартни, Фиби Файло, Ханна Макгиббон, Клер Уэйт Келлер и нынешний дизайнер Наташа Рамсей-Леви. Главной идеей бренда всегда было стремление создать гармоничный эмансипированный образ, складывая воедино элементы мужского и женского гардероба — без гендерной неопределенности.


Comme des Garcons

Авангардная концептуальная марка японки Рей Кавакубо, искусствоведа по образованию, существующая с 1969 года, всегда особенно ценилась петербуржскими интеллектуалами. Деконструкция, искажение объемов и пропорций, визуальная скованность и подчеркнутая драматичность образов Comme des Garcons демонстрируют взгляд на моду как на часть искусства. При этом вещи этой марки на деле оказываются вполне практичными.


Dolce & Gabbana

Основанный в 1985 году Доменико Дольче и Стефано Габбана бренд отличает последовательно и настойчиво избыточный стиль. Культура Сицилии, от византийского искусства до кулинарии, барочная роскошь, арабески из огромных стразов и пластиковых макарон, леопарды и кружева, объемные аппликации и золотое шитье встречаются у многих. Но у Dolce & Gabbana в этой пышной праздничности есть одновременно искренность и ирония. И что очень важно — крой вещей этой марки действительно прекрасен.


Loro Piana

Прежде всего, существующая с 1924 года Loro Piana делает самые лучшие ткани для мужской одежды, в том числе из драгоценной викуньи, но с 1990-х она стала делать одежду, аксессуары, предметы интерьера, коллекции для конного и парусного спорта. Тоже идеального качества, сдержанную и вне моды — в стиле «старых денег», аристократии и высокой буржуазии. Материалы уникальны по качеству — та же викунья, baby-кашемир, мериносовая шерсть, технологии защиты натуральных тканей от ветра и дождя разработаны в собственных лабораториях. Старый подход к пониманию элегантности и никакой старомодности.


Zilli

Созданная в 1965 году марка одежды из кожи и меха стала одним из самых дорогих мужских брендов. Именно у Zilli лучшие крокодиловые замша и кожа, алмазное напыление на шерсти для костюмов и трикотаж с золотом. Но знаковой для бренда стала практичность вызывающе дорогостоящей отделки. Она укрепляет края карманов, борты одежды или застежки, делает вещи Zilli надежными в обиходе. И при этом выглядит визуально дорого, что тоже важно для репутации клиентов бренда.


Ralph Lauren

Певец американской аристократии и больших старых денег Ральф Лорен свою самую дорогую линию Purple Label посвящает вечерним, элегантным донельзя костюмам. Но в полном соответствии с американской идеей демократичности приглушает этот стиль не менее элегантной версией спортшика, athleisure. Смокинги с объемными накладными карманами, свитеры с бархатными пиджаками, воспоминания о джентльменской моде вековой давности и всегда уместном, не выходящем из моды колониальном стиле — это тоже Ralph Lauren.


Aletta

Существующая с 1957 года итальянская детская марка Aletta начиналась с одежды для новорожденных, но сейчас делает вещи для детей всех возрастов. Отличительные особенности бренда — работа с натуральными материалами и явная сдержанность стиля, в том числе и в отношении цвета. Если вещи для самых маленьких трогательно отделаны рюшками и кружевами, то для подростков Aletta использует однотонные ткани и предпочитает минимализм.


Il Gufo

Итальянский бренд Il Gufo, «Совенок», создан в 1980 году многодетной домохозяйкой Джованной Милетти, которая шила наряды детям по ночам. При простых, внятных силуэтах коллекции Il Gufo выглядят весело и нарядно, поскольку для стиля этого бренда очень характерен подчеркнуто детский декор — яркие принты, вышивка, оборки, сюжетные аппликации и интарсии. Вся отделка Il Gufo делается вручную, ткани используются только натуральные.


Tartine et Chocolat

Французский бренд Tartine et Chocolat был основан в 1977 году Катерин Пейнван и начался с подарочных наборов на рождение ребенка. Для бренда характерны подчеркнуто мягкие ткани — бархат, кашемир, легкий хлопок — и нежнейшая цветовая гамма всевозможных пастельных оттенков. Фасоны классические и напоминают уменьшенные копии взрослой, серьезной одежды, но с тщательно продуманными кокетливыми деталями вроде фигурных пуговиц, объемных карманов и вышивки в тон основной ткани. Кроме одежды для детей до 12 лет, Tartine et Chocolat создает убранство для комнат новорожденного.


Baccarat

Сверкающий алмазными хрусталь Baccarat имеет 250-летнюю историю и мало нуждается в представлении. Вазы, люстры, бокалы и блюда, декоративная скульптура, бижутерия из твердого чистого хрусталя, благодаря своей твердости особенно эффектно выглядящего при сложной огранке, у нас в стране были популярны всегда — для заказов российского императорского дома на мануфактуре была выделена отдельная печь. Особенно Baccarat славится вещами в классическом стиле и хрусталем в духе ар-деко.


Bernardaud

Лиможская фарфоровая мануфактура основана в 1863 году, а в 1900-м перешла в руки мастера Леонарда Бернардо. Его сыновья определили успех бренда, вполне привычный — разработка технологий и захватывающий дизайн. Благодаря Мишелю Бернардо в 1949 году туннельные, круглосуточно обжигающие фарфор печи обеспечили гарантированное качество фарфора. А Жак Бернардо начал работать с художниками: с Bernardaud сотрудничали Марк Шагал, Раймонд Лоуи, Бернард Бюффе, Рой Лихтенштейн, Джефф Кунс и неожиданно режиссер Дэвид Линч.


Christofle

Как всегда, дело в удачных технологиях. В 1830 году Шарль Кристофль стал управлять ювелирной мастерской в парижском Маре и ввел в производство новые способы гальванопластики, нанесения эмали, лака и патинирования. В результате столовые приборы Christofle оказались лучшими по качеству. Ограниченными тиражами Christofle создает коллекции в коллаборации с такими людьми, как Андре Путман, Марсель Вандерс, Ора-Ито, Карим Рашид. В этом месяце в ДЛТ в продаже появится маленькая серия столовых приборов с гравировкой, изображающей архитектурные ландшафты Петербурга.


Chopard

Существующий с 1860-го года фамильный бизнес семьи Шойфеле в одинаковой степени посвящен ювелирному и часовому искусству. За часы, создаваемые на мануфактуре в швейцарской деревне Флерье, отвечает Карл-Фридрих Шойфеле. В коллекции бренда славятся спортивные хронографы серии Mille Miglia, классические часы линии L.U.C и модели с различными усложнениями: турбийоном, GMT, датой, запасом хода. Ювелирными коллекциями руководит его сестра Каролина Шойфеле, и наиболее знаменитыми, узнаваемыми во всем мире, стали «счастливые» плавающие бриллианты Chopard.


Graff

Компания Graff была основана в 1962 году в Лондоне знаменитым геммологом Лоуренсом Граффом. Специалитет марки — уникальные белые и цветные бриллианты, добываемые на шахтах Safdico в ЮАР. Основная стилистическая идея Graff — это безусловный примат камней. Именно вокруг уникальных драгоценных камней строится дизайн украшений, причем оправа чаще всего просто скрепляет их, оставаясь практически незаметной. Зато чистота драгоценностей и их огранка безупречны.


Rolex

Ганс Вильсдорф основал часовую марку в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фоне в 1905 году, а название Rolex появилось спустя три года. Главными для бренда стали высокие хронометрические показатели и точность хода. И сейчас часы Rolex отличает точность и плавность хода, надежность усложнений, отличная эргономика — даже крупные часы носить удобно — и лаконичный геометризированный дизайн. А знаменитая модель Oyster, появившаяся в 1927 году, до сих пор является самой узнаваемой моделью часов в мире.


Patek Philippe

Часовая мануфактура, основанная Антонием Патеком в 1839 году, расположена в предместье Женевы План-лез-Уат и специализируется на классических часах, прежде всего с усложнениями — включая и астрономические часы Grand Complications, и самые сложные в мире карманные часы Henry Graves Supercomplication 1931 года. Стиль у часов Patek Philippe вполне соответствует уникальности часовых механизмов и общей цене — он спокойный и основательный, солидный. Для часов такая вневременность — несомненное достоинство.

Вся лента