Застройщики споткнулись о новый закон

Какие проблемы возникают с домами обманутых дольщиков

Компании, которые строят дома для обманутых дольщиков, опасаются, что не смогут завершить проекты. Причина — обновленный закон о долевом строительстве, который вступил в силу 1 июля. Об этом пишет газета «Ведомости». До вступления в силу новых правил объекты достраивались за счет денег от текущих дольщиков, однако теперь такая практика оказалась вне закона.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Получается, что застройщикам просто неоткуда брать деньги, ведь банки не выдают кредиты на завершение проектов, пояснил «Коммерсантъ FM» инвестиционный директор компании Trinfico Property Management Артем Цогоев: «Проблемные объекты застройщики планировали возводить на средства, полученные от беспроблемных. То есть, условно говоря, есть группа компаний в московском регионе, которым правительство, местная власть поручили достройку таких домов. У девелоперов уже есть какой-то ряд проектов, которые они успешно реализуют, но проблема заключается в том, что банки не выдают средства на достройку проблемных объектов. Тяжело получить проектное финансирование на застройку, потому что экономика таких проектов банковского кредита не выдерживает. Поэтому застройщики привлекали деньги, полученные с других проектов, на возведение проблемных объектов. Но теперь закон не позволяет этого делать».

По новым правилам, действующим с 1 сентября, целевое использование денег проверяет не государство, как раньше, а банки-кредиторы застройщиков. Получается, что возведение проблемных объектов остановится, и, согласно закону, банк откажет девелоперу, если тот захочет достроить дом за счет текущих дольщиков.

Несоответствие практики и законодательства налицо, и, чтобы проблемные дома были достроены, власти должны пересмотреть поправки, уверен управляющий партнер компании Webster Константин Коваленко: «Нужно иметь в виду, что сегодня на фоне падающего спроса вполне можно ждать окончания строительства того или иного проекта много лет. Я не думаю, что все проекты, которые сегодня находятся на стадии реализации, возможно будет распродать в ближайший год, два или пять.

Соответственно, дольщик останется наедине с замороженной стройкой и замороженными обязательствами.

Ни государству, ни девелоперам, ни самому дольщику это не выгодно. Поэтому законодатели, думаю, найдут решение, каким образом проблему сложных площадок устранить».

Вместе с тем, новый закон в целом усложняет бизнес застройщиков в части долевого строительства, подчеркивает гендиректор Рейтингового агентства строительного комплекса Николай Алексеенко.

«Нововведение, конечно, усложняет жизнь застройщиков и девелоперов в целом, потому что они фактически отрезаются от бесплатных средств и попадают под дополнительный контроль, лишаясь возможности варьировать средства, перекладывать их из одного объекта в другой и решать оперативно какие-то вопросы, связанные с финансированием того или иного объекта. То есть гибкость бизнеса в целом, конечно же, страдает. Сегодня надо на площадку технику подвести, завтра — стройматериалы. Возможности варьировать возможности от объекта к объекту сменяются, а продажи по разным объектам могут идти с разной динамикой», — подчеркнул Николай Алексеенко.

Девелоперы пожаловались на новый закон бизнес-обмудсмену Борису Титову, который уже пообещал инициировать новые поправки. Однако, как сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник в Минстрое, чиновники вряд ли с ними согласятся. В России, по данным ведомства, больше 34 тыс. обманутых дольщиков, и это только те, что включены в официальный реестр. Недостроенных домов — почти 900.

Один из самых крупных застройщиков, не сумевших достроить свои дома — Urban Group. Компания-банкрот не сдала почти 70 многоэтажек в Москве и Московской области. На их возведение нужно порядка 68 млрд руб.

Мария Погребняк

Вся лента