Кухонные дебаты

Анна Толстова о культурной политике

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Единоросс Александр Хинштейн, баллотирующийся в Государственную думу как одномандатник от Самары, предложил сделать в фабрике-кухне, шедевре самарского конструктивизма, филиал Третьяковской галереи. На днях директор Третьяковки Зельфира Трегулова приезжала в Самару осматривать здание. Одна загвоздка: в 2014 году фабрика-кухня была передана Средневолжскому филиалу Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), уже начавшему приспосабливать памятник под свои нужды.

Инициативу господина Хинштейна, который еще пять лет назад, будучи думским депутатом от Самарской области, ратовал за передачу фабрики-кухни ГЦСИ и добился успеха, проще всего было бы объяснить тем, что его предвыборная кампания следует консервативному курсу партии и правительства. Но дело еще и в том, что в 2016 году у ГЦСИ сменилось руководство, его подчинили РОСИЗО, и новое начальство не демонстрирует особой заинтересованности в развитии региональных филиалов.

Региональные филиалы старого ГЦСИ образовывались не росчерком административного пера, а только в том случае, когда на местах находились энтузиасты современного искусства. Такими людьми в Самаре оказались художники Неля и Роман Коржовы: еще в середине 1990-х они создали общественный фонд по продвижению современного искусства, делали выставки, фестивали, знаменитую теперь Ширяевскую биеннале, посылали самарских художников по обмену в Штутгарт. На этой давно возделывавшейся почве и возник Средневолжский филиал ГЦСИ — передача фабрики-кухни в ведение ГЦСИ фактически спасла ее от гибели: грандиозная постройка конструктивистки Екатерины Максимовой, в плане представлявшая собой серп и молот, давно не использовалась, обветшала, городские власти мечтали ее снести.

Коржовы, опираясь на свой двадцатилетний кураторский опыт, разработали концепцию максимально бережного приспособления уникального памятника под нужды центра: выставочные, лекционные и кинозалы, медиатека, творческие студии, арт-резиденция — здание превращалось в своеобразную фабрику-кухню, где производят и потребляют современное искусство. На основании коржовской концепции московскими архитекторами был выполнен проект, получено федеральное финансирование, со следующей весны должны приступить к ремонту и реставрации. Все это время на фабрике-кухне устраивали выставки, поэтические фестивали, концерты, конференции — и даже теперь она, расчищенная от поздних наслоений до конструктивистской основы, обернута гигантским баннером с концептуальным лозунгом Юрия Альберта «Искусство не для того, чтобы на него смотреть, а для того, чтобы о нем думать».

Пока у властей предержащих в Самаре про искусство почему-то получается думать в формате бинарных оппозиций: либо ГЦСИ, либо Третьяковка. «Идея создать филиал Третьяковской галереи весьма привлекательна для любого большого города,— говорит директор Средневолжского филиала ГЦСИ Роман Коржов.— Но в Самаре для этого есть более подходящие здания. Например, Самарское реальное училище имени императора Александра Благословенного, остро нуждающийся в сохранении и реставрации памятник культурного наследия федерального значения». Впрочем, можно понять и тех, кто сомневается в том, что РОСИЗО доведет до победного конца создание фабрики-кухни современного искусства в Самаре.

За два с половиной года, что ГЦСИ находится в подчинении РОСИЗО, реставрационные работы на всех архитектурных памятниках, которые региональные филиалы получили в управление при прежнем руководстве, были приостановлены — очевидно, на фоне «дела реставраторов», приведшего к отставке старого начальства ГЦСИ, новое не хочет ввязываться в большие стройки. Например, сейчас РОСИЗО судится с правительством Северной Осетии, которое требует изъять у Северо-Кавказского филиала руину бывшего Республиканского выставочного центра в парке Хетагурова, потому что РОСИЗО не смог «выбить» деньги у Минкульта на реставрацию здания по прекрасному проекту Юрия Аввакумова (“Ъ” писал об этом 27 апреля). Но не стоит думать, что в регионах все только и мечтают об отделении Третьяковки с Васнецовым и Дейнекой. Губернатор Калининградской области, понимающий важность современной культурной жизни, недавно обращался с письмом к министру культуры в поддержку Балтийского филиала, прося завершить превращение казармы «Кронпринц» в базу ГЦСИ. Кажется, сегодня все силы РОСИЗО брошены на разрекламированный проект «Nemoskva»: группу модных кураторов современного искусства со всего мира возят по Транссибу, знакомя с художниками на местах. Однако кураторы скоро уедут, а настоящая «Немосква» со своими проблемами останется.

Анна Толстова

Вся лента