Электробусы едут в Бибирево

Приживется ли в Москве инновационный транспорт

Эпоха нового городского транспорта: 1 сентября в Москве запустили первые электробусы. Проехать на них можно по маршруту от ВДНХ до района Бибирево, причем до конца месяца поездка будет бесплатной. К декабрю инновационный транспорт появится еще на шести линиях. При этом еще в прошлом году тестовые заезды показали, что запаса хода у такой машины хватает лишь на один круг. Удалось ли властям решить эту проблему? Выясняли Владимир Расулов и Владислав Викторов.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Первый электробус в Москве начали тестировать еще в 2015 году — тогда для эксперимента использовалась машина «ЛиАЗ», которая могла на одном заряде проходить чуть более 200 км. Однако от электробуса отказались — он не справлялся с нагрузками, и на тот момент в городе не было необходимой инфраструктуры для зарядки машин.

Испытания проводились и в прошлом году на маршруте от Славянского бульвара до Сколково, который составляет около 15 км, однако в компании заявили, что после одного круга у электробуса остается примерно 35% заряда. И это без использования кондиционера. Тем не менее, «Мосгортранс» провел два аукциона на поставку машин и зарядных станций на общую сумму почти 13 млрд рублей. Его выиграли компании ГАЗ и «КамАЗ».

И вот 1 сентября автобусы с электродвигателями начали курсировать по московским улицам от ВДНХ до Бибирево. И это важный шаг вперед, считает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко. Однако инфраструктуры для нового транспорта, по его мнению, все еще не хватает:

«Электробусы абсолютно безвредные, абсолютно никаких выбросов, и не привязаны к контактной сети, в отличие от троллейбусов, которые могут идти только по жестко определенному маршруту — бывают ситуации когда “рога” слетают, и блокируется движение. Так что очень правильное решение закупать именно электробусы. Возникает вопрос создания зарядной инфраструктуры, но, в принципе, переоборудовать инфраструктуру, которая была сделана под троллейбусы, чтобы снимать ток в определенных точках, тоже технически возможная задача».

Еще на этапе поиска поставщиков электробусов московские власти обозначили жесткие требования: батареи машин должны служить семь с половиной лет, а их емкость составлять не менее 70 киловатт-час — почти столько же, сколько и у самого известного электрокара Tesla.

Кроме того, зарядные станции должны быть сверхбыстрыми и восполнять заряд аккумулятора за 24 минуты. Такое оборудование уже есть у Москвы, так что сбоев в расписании возникать не должно, отметил генеральный директор компании Drive Electro Сергей Иванов. И хотя стоимость такой техники очень высока, сами электрические автобусы в эксплуатации гораздо дешевле классических, подчеркнул эксперт:

«Маршрут городского автобуса прогнозируем: как правило, в одну сторону он составляет не больше 30 км. Автобус может подзаряжаться на конечных остановках 20-30 минут, если он полностью разряжен. Плюс там аккумулятор все-таки устанавливается с запасом. Электрический автомобиль, например, на километр пробега в пять раз дешевле стоит, чем бензиновый вариант. Если рассматривать контракт жизненного цикла на 10-15 лет, то там значительная экономия».

К 2021 году столичные власти собираются полностью отказаться от закупки обычных дизельных автобусов и перейти на электробусы.

При этом, несмотря на то, что испытания проводятся уже не один год, до сих пор до конца неизвестно, как новая техника поведет себя в условиях морозной московской зимы.

Вся лента