Счетная палата присмотрелась к книгам

Почему издания гниют в российских библиотеках

Книги на сумму более 100 млн руб. могут просто сгнить. К таким выводам пришла Счетная палата по итогам проверки Государственной публичной научно-технической библиотеки. Как оказалось, почти 6 млн книг хранятся в неприспособленных для этого местах — сырых полуподвальных и даже подвальных помещениях, где отсутствуют системы вентиляции и кондиционирования воздуха, не соблюдается температурный режим.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

В результате огромные литературные фонды могут быть испорчены, отметил аудитор Счетной палаты Владимир Катренко: «Выяснилось, что для хранения фонда библиотека арендует в Москве и Московской области помещения, оплата которых в проверяемом периоде осуществлялась за счет средств федерального бюджета. И всего на оплату аренды было направлено более 30 млн руб. в 2016-2017 году.

В ходе проверки выяснилось, что библиотечный фонд хранится в основном в неприспособленных помещениях.

Состояние большинства, к сожалению, не соответствует требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. В неприспособленных помещениях хранится более 5,5 млн единиц из 8 млн, что, на наш взгляд, создает риски утраты библиотечного фонда и, как следствие, риски ущерба бюджету».

В самой библиотеке нарушения признают, но, по словам ее директора Якова Шрайберга, решить проблему своими силами организация не способна. Новые пространства не выделяет Министерство образования, пояснил он: «Мы, к сожалению, не имеем возможности купить помещение. Мы — бюджетная организация. Когда мы переезжали в новое здание, а это было четыре года назад, то сразу сказали, что в нем место есть только для четверти фонда — 2-2,5 млн книг. Всего их у нас 8 млн. Мы снимали помещения, и продолжаем снимать и в Москве, и в Московской области. Где-то это подвалы, где-то — полуподвалы. В основном они более или менее приспособлены для хранения книг. Мы уже все это сделали, и датчики температурные поставили, и системы пожаротушения.

Но, конечно, по большому счету, нам нужны нормальные помещения для хранилища.

На эту тему у нас есть два тома переписок с министерством. Мы пишем-пишем, пишем-пишем. Библиотека не может отвечать за то, что ей не предоставляют помещения. Нам по нашей бюджетной классификации выделяют некое количество денег на аренду, которого с трудом хватает на то, чтобы обеспечить эти жалкие подвалы и полуподвалы. Мы бы с удовольствием хоть завтра перевезли бы книги, если бы нам дали хоть какое-то более или менее подходящее для этого помещение на любых условиях, даже на условиях аренды. Это всего лишь означает увеличение этой статьи в нашем бюджете, и все. Хотя решение проблемы я вижу только в одном — в постройке специального хранилища, как это сделано было в Ленинке в свое время. Тогда резко сократятся расходы, в том числе и на содержание. Да и транспортное обслуживание не нужно будет проводить, потому что мы вынуждены держать машины, водителей, которые возят книги из области. У нас пять хранилищ в области находится. Некоторые — неблизкие, например, Истра, Пирогово. Приходится долго ждать, пока книга оттуда приедет».

Результаты проверки аудиторы Счетной палаты направили в ФСБ, Генпрокуратуру, Совет федерации и Госдуму. По словам Ирины Михновой, директора Российской государственной библиотеки для молодежи, похожие проблемы есть у многих российских библиотек. И новые проверки породят новые разбирательства, уверена она: «Вот, допустим, у нас библиотека по искусству имеет те же проблемы. Там пространство небольшое, а фонд составляет несколько миллионов книг. И в регионах такое встречается. У РГБ есть проблемы с хранением. Да у всех крупных библиотек возникают аналогичные сложности. Конечно, хранение книг в неподобающих условиях — эта опасность. Все зависит от того, какая температура, какая степень влажности, и, опять же, какие книги. Есть ценные книги, есть малоспрашиваемые, на одной бумаге и на другой бумаге. Но, конечно, ничего хорошего в этом нет».

В Счетной палате и в Министерстве науки и высшего образования не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.

Анастасия Ройзман

Вся лента