«Часть работ выполнялась прямо в залах Манежа»

Дмитрий Буткевич — о проекте «Части стен»

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает об открывшемся в Манеже Санкт-Петербурга выставочном проекте «Части стен», который представляет собой собрание работ уличных художников.

Фото: manege.spb.ru

В Манеже Санкт-Петербурга открылся грандиозный выставочный проект «Части стен», который представляет работы стрит-артистов, или, как их более корректно называть, «уличных художников», или еще более замысловато — «художников, имеющих отношение к стрит-арту». Так сложно потому, что, во-первых, все же априори стрит-артист должен работать на улице, а не в стенах практически музейно-выставочного пространства, то есть где-то на крышах домов, на бетонных заборах окраин, на стенах заброшенных фабрик… А во-вторых, многие из представленных в проекте авторов уже практически перешли в разряд «галерейных» художников, аукционируются, выставляются в галереях и даже музеях. Как сказал мне Павел Пигара, директор ЦВЗ «Манеж», эта выставка — путь к музеефикации уличного искусства. Путь из Манежа лежит в крупнейшие музеи страны, тем более в Попечительском совете здесь и директор Эрмитажа, и Русского музея, и Пушкинского.

Что касается возможного упрека в том, что художникам улиц не место в выставочных залах, я даже не буду приводить в пример Бэнкси, который, согласитесь, является законодателем мод в этом сегменте изобразительного искусства. Просто упомяну, что проект «Части стен» уникален еще и тем, что это перенесение в пространство выставочного зала содержание книги-исследования, издаваемой Фондом содействия развитию современного искусства RuArts. Фонд и автор идеи, книги и куратор выставки Алексей Партола задумали некий срез сегодняшнего состояния современного искусства российских улиц. Первая книга проекта вышла в 2014-м; сейчас выходит вторая часть, по состоянию на 2018 год. 70 авторов, 17 городов России, от Калининграда до Владивостока. Вот эта вторая часть «стен» и выставлена до 26 августа в питерском Манеже.

Часть работ выполнялась специально для книги, и поэтому имеет станковые размеры, нехарактерные для муралов. А часть выполнялась прямо в залах Манежа, перед открытием, например, работы анонимной петербургской группы «Осколки», или громадное полотно дуэта «Гриша и 0331C», предназначенное для интерактива — посетители могут рисовать на холсте свои граффити.

Вся лента