Пешеходный мост в Подмосковье мог рухнуть из-за кнопки

Кто виноват в аварии на Ярославском шоссе

Авария под Пушкиным, где самосвал снес конструкцию, могла произойти из-за поломки системы управления кузовом. Водитель просто не заметил, как он поднялся. В таком состоянии машина и врезалась в пролет моста — и это не первое подобное происшествие. «Коммерсантъ FM» попытался разобраться, кто виноват: плохой водитель или низкое качество строительства? Подробности — у Сергея Соболева.

Фото: МТДИ МО

Самосвал с вздыбленным кузовом несется по Ярославскому шоссе и неожиданно врезается в мост, буквально разрывая его на две части.

Для местного жителя Ильи, как и для тысяч других автовладельцев, вторник начался с пробки, а превратился в потерянный день: «Все поехали через Пушкино, создали большие пробки. Все улицы — и прилегающие, и городские, — были забиты машинами. Проехать было невозможно ни в одну сторону, ни в другую».

Сейчас точно известно: за рулем сидел уроженец Ставрополья с 20-летним стажем, двигался в потоке со скоростью примерно 60 км/ч. Что же тогда произошло?

По версии областного Минтранса, речь идет о непроизвольном поднятии кузова. Но в современных грузовиках предусмотрена система, которая предотвращает такие вещи, рассказал координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко: «Как бы ни придумывали защиту от дурака, все равно ухитряются каким-то образом то ли нажать, то ли не нажать, то ли не отжать.

С моей точки зрения, подобного рода ситуации — свидетельство достаточно низкого профессионального уровня водителей, которые работают на этой технике.

Ни для кого не секрет, что строительная техника эксплуатируется в основном водителями-гастарбайтерами. Как они получали свои водительские удостоверения, кто им их выдавал, какой инструктаж они проходили, где они расписывались — это все тайна за семью печатями. Самое главное, что есть дешевый работник».

Но в данном случае — водитель с опытом, на хорошей машине Volvo. Даже если он ошибся, почему же тогда рухнул мост?

Как выяснилось, конструкция была временной — ее установили в прошлом году на период ремонта трассы. Тем не менее, такие мосты должны выдерживать столкновение даже с грузовиком. Хотя при определенном стечении обстоятельств конструкцию все же можно снести, рассказал доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей МАДИ Сергей Зеге: «Это относительно небольшая конструкция. Вот если мы возьмем автодорожный мост, то он имеет ширину хотя бы метров 12–15. Пешеходный мост может быть 3 метра шириной. Если на значительной скорости обладающий большой инерцией грузовик в него врезается, то он может его повредить, даже снести».

Аналогичное ЧП произошло в Подмосковье пару лет назад. На Ленинградском шоссе грузовик врезался в пешеходный мост и снес его, причем там была не временная конструкция, а капитальная. Тогда во всем обвинили водителя, и о происшествии успешно забыли. Но инцидент вторника заставил вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского задуматься: «Первый вопрос — неужели мост и места подхода к мосту строятся так, что какой-то грузовик может заехать и нанести ему повреждения, причем повреждения такие тектонические, конструктивные, что мост снесет? Наверное, это означает, что сама конструкция моста была хлипковатая. И второе — не было достаточного количества ограничительных знаков, механических ограничителей, которые защищают мост от подобных явлений».

Мост под Пушкиным временный — его все равно убирать. Вот и появляется у проектировщиков и застройщиков соблазн сэкономить. Но доказать это практически невозможно, продолжает господин Андриевский: «Строительство и обслуживание мостов — это отдельная и очень закрытая тема не только в Московской области.

Можно даже сказать, что с элементами коррупции, потому что в мостовых делах чужие не ходят.

Там есть обособленная группа предприятий, которые участвуют в этих конкурсах, выигрывают их всегда одни и те же организации, одни и те же люди и строят эти мосты».

Согласно официальным данным, временный мост построила компания «Маринер». «Коммерсантъ FM» попытался получить комментарии, однако в течение вторника телефоны организации молчали.

Снесенный мост был единственным на этом участке Ярославского шоссе, и жители уже жалуются на неудобства. Компания, отвечающая за реконструкцию участка трассы М-8, пообещала в ближайшее время восстановить переход.

Вся лента