Малайзия подвела итоги дела пропавшего Boeing

Почему в расследовании об исчезновении самолета больше вопросов, чем ответов

Тайну исчезновения малайзийского Boeing так и не раскрыли. Власти страны представили окончательный отчет о расследовании катастрофы. Причины, по которым четыре года назад самолет изменил маршрут и пропал в Индийском океане, установить не удалось. Родственники остались недовольны результатами экспертизы. Почему спустя столько лет в деле о крушении малайзийского Boeing больше вопросов, чем ответов? Тему продолжит Яна Лубнина.

Фото: Родион Платонов, Коммерсантъ

Пропажу так называемого «самолета-призрака» с двумя сотнями пассажиров на борту расследуют с 2014 года. Главный вывод, к которому правительство Малайзии пришло за это время: у пилотов не было явных причин намеренно устраивать аварию. Возможно, в работу экипажа вмешалась третья сторона, рассказал глава малайзийской комиссии по расследованию крушения Кок Су Чон: «Самолет действительно очень отклонился от заданного маршрута и развернулся назад. Это не может быть техническим сбоем — Boeing в этот момент управлялся вручную. Власти Вьетнама допустили ошибку, они не уведомили вовремя малайзийских коллег о том, что самолет с ними не связался, хотя должен был. Мы не исключаем, что к падению Boeing могла быть причастна третья сторона, но доказательств у нас нет».

Boeing 777, который следовал из Куала-Лумпура в Пекин, перестал выходить на связь спустя полчаса после взлета — в момент, когда он должен был пересечь воздушное пространство Вьетнама. Последнее, что пилоты сказали малайзийским диспетчерам — «Спокойной ночи». Время было позднее — час ночи. Сразу после этого отключились датчики, передающие информацию о местоположении самолета, и он исчез с радаров.

Еще семь часов после этого Boeing находился в небе, серьезно отклонившись от запланированного маршрута. В восемь утра поступил сигнал на спутник с двигателей самолета. Спутник запросил ответ, но лайнер не отреагировал. В поисковой операции приняли участие 26 государств. Было непонятно, где упал самолет и где могут быть обломки. Спасатели проверили почти 8 млн кв. м. Первый обломок нашли только спустя год после трагедии — на острове в Индийском океане. Впоследствии фрагменты самолета подбирали в проливе между Мадагаскаром и Мозамбиком, на острове Маврикий и у побережья Танзании. Но их оказалось слишком мало для определения обстоятельств трагедии.

В СМИ подозревали в крушении капитана Захари Ахмада Шаха. У него дома нашли тренажер, имитирующий кабину Boeing. Он отрабатывал на нем маршрут, на котором разбился лайнер. По словам сестры пилота Шах Сакинаб, обнародованный доклад снимает подозрения с капитана: «Я рада, что, судя по докладу, вины капитана нет. Ничего плохого о его профессиональных качествах или психическом состоянии не сказали. Но я рассчитываю, что это еще не конец. Мы все хотим, чтобы обломки обнаружили».

Заслуженный пилот России Виктор Саженин считает, что следователи намеренно не находили обломки: «Никто специально расследованием именно этого события не занимался, потому что в первый период времени, когда пропал самолет, поиски велись совершенно в другом месте. Они дождались времени, когда перестал работать самолетный маячок, который имеет, естественно, ограниченный период действия, и потом начали более активные поиски. Для меня это представляется какой-то конспирологией. Я на этом самолете летал, и ответчик, который в пассивном режиме выдает все данные — и высоту, и скорость, и остаток топлива, — автономно от пилота происходит, ничего там не отключишь. Для меня более правдоподобным кажется поражение ракетой, поскольку военных баз в том районе предостаточно».

В прессе выдвигалась версия о том, что самолет сбили американские военные, испугавшись, что его угнали террористы. Известно, что на борту по поддельным паспортам находились два гражданина Ирана.

Вся лента