«Новичок» добрался до моллов

Халиль Аминов о влиянии политики на недвижимость

Четыре месяца я ждал закрытия крупной сделки на рынке коммерческой недвижимости: созданный Morgan Stanley фонд, инвестирующий в покупку коммерческой недвижимости, должен был продать торгцентр «Галерея» в Санкт-Петербурге. Восемь лет назад фонд купил объект у казахстанской Meridian Capital за рекордные для российского рынка $1,1 млрд. За эту сумму Morgan Stanley и пытается продать «Галерею». Но такого объема ликвидности у российских компаний практически нет, поэтому покупателем станет другой иностранный фонд, утверждали еще в марте мои собеседники из числа консультантов рынка коммерческой недвижимости. По их словам, даже были конкретные интересанты. Но ситуация кардинально изменилась за пару недель. Как утверждают мои собеседники, контрагенты в одночасье прекратили переговоры. Причиной этому стало отравление в Великобритании веществом «Новичок» живущего в Солсбери бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. Власти Британии обвинили Россию в причастности к покушению на убийство семьи Скрипалей: это ухудшило и без того не слишком хорошие отношения между Россией и Западом.

Что нужно знать об отравлении Скрипалей

Смотреть

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Введенные США и Евросоюзом несколько лет назад санкции в отношении России не сразу отразились на российском рынке коммерческой недвижимости. Этот сегмент экономики практически никогда не реагирует на геополитические проблемы. В самом деле, как могут споры между Москвой и Вашингтоном, скажем, вокруг военного кризиса в Сирии сказаться на посещаемости моллов в Москве, Петербурге или Екатеринбурге? Но влияние политических факторов на инвесторов коммерческой недвижимости стало новой реальностью для участников рынка. В первом квартале нынешнего года объем иностранных вложений в этот сегмент едва достиг $300 млн — это антирекорд даже по сравнению с первым кварталом прошлого года, когда эта сумма составляла $600 млн. Тогда консультанты утверждали, что дно достигнуто. Бегство иностранного капитала началось с австрийской Immofinanz, продавшей все свои торгцентры Москвы, и финской EPI Russia I Ky, отказавшейся развивать офисные центры. От такого поворота страдают и консультанты, которым пришлось смириться с сокращением числа сделок, а значит, и суммы вознаграждений.

Надо признать, что рынок коммерческой недвижимости в крупных российских городах лишь в меру независим от западного капитала. Девелоперы и иностранные фонды скупали активы в России на волне роста рынка. Пока в Европе доходность недвижимости увеличивалась медленно, но вполне прогнозируемо, в России все происходило быстро, спонтанно, непредсказуемо и прибыльно. Но как показывают события последних лет, сейчас инвесторы предпочитают европейское спокойствие российской буре.

Вся лента