«Это не проект отдела маркетинга»

Анна Минакова — о музее Breguet в Париже

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Анна Минакова рассказывает о встрече с Эммануэлем Бреге, историком знаменитой часовой фирмы Breguet, и музее марки в Париже.

Фото: Arnd Wiegmann/File Photo, Reuters

Недавно мне повезло познакомиться с Эммануэлем Бреге, историком знаменитой часовой фирмы Breguet, ну а главное — прямым в седьмом колене наследником того самого легендарного часовщика Абрахама-Луи Бреге, которого знают даже совсем далекие от часового мира люди. Ну, в России, как минимум, по пушкинскому «Пока недремлющий «Брегет» не прозвонит ему обед». Помните же эту фразу из «Евгения Онегина»?

С господином Бреге мы познакомились в июле в Париже, в только что открывшемся музее Breguet на Вандомской площади. Небольшой музей расположился на втором этаже флагманского бутика. Но небольшой он только по размерам, отнюдь не по значимости. Здесь, например, хранятся архивные документы, которые не могут покидать территорию Франции — национальное достояние. Но главные экспонаты, конечно, — часы. Стоимость нескольких из них — более €2 млн за экземпляр.

Примечательны и сами часы со сложными функциями и оригинальным дизайном, и их владельцы. Есть тут, например, часы, принадлежавшие российскому императору Александру I или королю Великобритании Георгу IV. Так что музей — не некий проект отдела маркетинга, а серьезное, значительное часовое собрание. Хоть выход из него и через «сувенирную лавку» — магазин с часами современными, цель его — не только и не столько конечная продажа, а просвещение широкой публики. Поэтому и открыт он всегда в часы работы магазина, и попасть в него может любой желающий с улицы — далеко не только клиенты.

Сам Эммануэль занимается делами не только этого принадлежащего марке музея. Он, например, консультирует ведущие музеи мира. Так, когда в 2004-м «Эрмитаж» в сотрудничестве с маркой устраивал выставку «Старинные часы Breguet», именно Эммануэль помогал отобрать экспонаты для выставки из коллекции самого музея. «Они положили передо мной на стол где-то 50 часов и сказали, что вот такие Breguet есть у них в коллекции. Я начал смотреть — только 15–20 оказались настоящими, остальные были современными подделками! Представляете!». Зато теперь никаких подделок: ни в «Эрмитаже», ни в музее Breguet на Вандоме.

Вся лента