Бизнес сводит счеты с ЧМ

Каков главный экономический эффект от проведения большого турнира

Бизнес считает прибыль после Чемпионата мира. Как и ожидалось, больше всего заработать удалось туристической отрасли, транспортникам и владельцам ресторанов и кафе. Их оборот по всей России вырос во время Чемпионата на 16%. По задумке организаторов, проведение международного турнира в России должно было дать существенный толчок экономике. Но, как сообщает газета «Ведомости», по оценке Центробанка, рост ВВП в этом году составит от 0,1 до 0,2%. Кому удалось заработать на Чемпионате мира и каков главный экономический эффект от проведения большого турнира?

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Управляющий партнер Colliers International Николай Казанский говорит о среднесрочном эффекте Чемпионата — гости увидели города нашей страны и теперь расскажут о них соседям и друзьям: «Как известно, Чемпионат мира в России оказался рекордным по выручке для самого FIFA. Но если говорить о тех, кто выиграл больше всех, кто работал больше всех внутри в России, то, конечно, это отели, рестораны, вся сопутствующая индустрия развлечений, потому что большое количество туристов с соответствующими тратами. Если говорить о каком-то среднесрочном эффекте, то он заключается в том, что все больше и больше людей, посетив Москву, Петербург, Сочи и другие города, расскажут кому-то еще или вернутся туда с семьями, и будет положительный эффект в будущем. Вся индустрия туризма получила дополнительную прибыль или даже сверхвыручку».

Позитивный эффект от проведения Чемпионата ощутил в первую очередь малый бизнес. Оборот продаж кокошников в среднем по России увеличился в 16 раз, сообщила аналитик производителя кассовой техники «Эвотор» Екатерина Охрименко: «Оборот ресторанов и кафе по всей России вырос на 16%, при этом количество чеков выросло на 10%, а средний чек — на 5%. А в городах проведения Чемпионата оборот общепита также вырос на 31%, количество чеков — на 22%, а средний чек — на 8%. В ассортименте точек питания также стали появляться товары с актуальными тематическими названиями: ребрышки «Усы надежды», пицца «Дзюба», булочка «Акинфеев». Одним из самых популярных товаров стали русские кокошники. Оборот по России вырос в 16 раз, средний чек составил 930 руб. Всплеск продаж кокошников пришелся на 1 июля, на день матча Россия—Испания. Также популярностью пользовались небольшие сувениры, которые болельщики могли увезти с собой».

Авиакомпании смогли увеличить объем перевозок в города проведения турнира более чем наполовину. А цена билета на самолет перед некоторыми матчами плей-офф вырастала в четыре раза, рассказал пиар-директор интернет-сервиса для путешественников Biletix Григорий Луговой: «Объем продаж авиабилетов в города, которые принимали Чемпионат мира по футболу, вырос на 55%, а по направлению в Москву — на 26%. Цифра не такая большая, но это связано с тем, что Москва в принципе всегда привлекает большое количество туристов и является транспортным хабом. В среднем в дни проведения матчей объем продаж авиабилетов в города, где они проходили, вырастал примерно на 15–20%, при этом средний чек на перелет вырастал в 1,5–2,5 раза. Когда мы говорим про матчи, наиболее близкие к финалу, в это время билеты вырастали в цене даже в 3–4 раза».

Сотовые операторы тоже смогли заработать на Чемпионате мира. По данным газеты «Ведомости», компании отчитываются о небывалом росте пользователей роуминга и продаж специальных тарифных пакетов. Дополнительные доходы операторов могут составить 8–10 млрд руб.

Евгений Плотников

Вся лента