Московским избирателям добавят знаний

Мосгоризбирком удвоит усилия и траты для разъяснения нововведений на выборах

На информирование избирателей о выборах мэра Москвы из бюджета выделено 166,7 млн руб. На прошлых выборах на эти цели было затрачено в два с половиной раза меньше. Один из конкурсов уже выиграла «Группа ИМА». За 83 млн руб. она будет работать над визуальным образом кампании и ее стилистикой. Московские власти заинтересованы в повышении явки в день голосования 9 сентября, уверены эксперты.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Мосгоризбиркомом (МГИК) за последний месяц объявлено три конкурса: общая начальная цена контрактов на информирование избирателей составляет 166,7 млн руб. На эти цели во время выборов мэра в 2013 году комиссией было потрачено 66,9 млн руб. (см. “Ъ” от 21 июня 2013 года). Тогда бывший член горизбиркома Андрей Бузин говорил “Ъ”, что выделяемая сумма на информирование с учетом инфляции сопоставима с тем, что «выделялось в середине 2000-х годов»: «Это было около 50 млн руб.».

Глава МГИК Валентин Горбунов заверил “Ъ”, что увеличение затрат на информирование не связано с желанием привлечь больше избирателей, чем пять лет назад (тогда явка составила 32,03%): «С 2013 года в два раза подорожала бумага, выросли цены на бензин». «Главная причина увеличения затрат заключается в том, что до избирателей нужно довести новеллы избирательного законодательства: возможность голосования в других регионах, продление времени голосования до 22:00, внедрение системы "мобильного избирателя"»,— пояснил глава МГИК.

Один из конкурсов, размещенных МГИК на сайте госзакупок 25 июня, как раз посвящен «информированию избирателей об изменениях избирательного законодательства» (49,9 млн руб.). В техзадании (файл, размещенный на сайте госзакупок, называется «Явка_ТЗ») указывается, что нужно разработать не менее пяти вариантов концепции кампании по информированию граждан об изменениях в законодательстве. Пропагандистская кампания будет включать в себя нанесение изображений на воздушные шары и футболки волонтеров, создание специальных материалов для молодежной аудитории (включая аудио- и видеоролики). Информировать москвичей необходимо, поскольку в мае Мосгордума приняла несколько изменений в избирательный кодекс. Победитель конкурса должен представить интерактивные карты с расположением новых избирательных участков (сейчас выбрано шесть таких регионов, где МГИК может их создать). На улицах города уже появились лаконичные баннеры с надписью «Выборы мэра Москвы 9 сентября». При этом еще нет победителя конкурса по размещению информационных материалов к выборам (30,7 млн руб., размещен 9 июня). В техзадании указывается, что места их размещения — Москва и Подмосковье (вдоль шоссе, среди которых Дмитровское, Новокаширское, Новорижское, Новорязанское). Материалы будут расположены также на территории вокзалов «в местах концентрации пассажиров».

Победитель уже определен по одной из закупок: им стала «Группа ИМА» (выполнит работы за 83,2 млн руб. при начальной цене 86 млн руб.). Компания сотрудничает с мэрией Москвы еще со времен мэра Юрия Лужкова, на выборах президента 2018 года работала над визуальной концепцией информационной кампании Центризбиркома. В этом году для МГИК «Группа ИМА» разработает концепцию информационной кампании, ее визуальный образ, стилистику, а также слоганы. ИМА займется «адаптацией визуальной концепции для различных носителей»: она должна разработать материалы для общественного транспорта и единую стилистику внешнего вида сотрудников избиркомов (на выборах в 2018 году они носили значки). Тиражом 3,8 млн напечатают «открытки-приглашения», а для впервые голосующих — 26 тыс. «приглашений-трансформеров». Также ИМА должна разработать не менее шести рекламных заставок и видеороликов.

По словам политолога Александра Кынева, увеличение расходов на информирование избирателей «говорит об озабоченности властей явкой»: «Понятно, что московские власти пытаются воспроизвести президентскую кампанию. В этом есть элемент риска: как анекдот, который во второй раз звучит хуже, чем в первый». Главное отличие кампании-2018 от кампании-2013 он видит в том, что «кроме власти мобилизацией заниматься некому»: «Если в 2013 году Навальный поднимал явку протестников, то сейчас приводить протестный электорат некому — другие кандидаты откровенно слабы». Политолог Константин Калачев говорит, что «несмотря на увеличение затрат, избирком стал расходовать деньги с большей эффективностью». «В 2013 году предполагалось, что чем ниже явка, тем лучше. Непонятно, зачем нужно было тратить деньги, тогда информирование отсутствовало напрочь. В этот раз МГИК постарается, чтобы на выборы пришли все, в дверь каждого избирателя постучатся не один раз»,— считает господин Калачев.

Лиза Миллер

Вся лента