The Bell собрал взносы

Стартап Елизаветы Осетинской поддержала группа инвесторов

Инвестиции в запуск проекта The Bell Елизаветы Осетинской, по данным “Ъ”, могли составить около $600 тыс. Стартап поддержали в том числе бизнесмены, включая Бориса Зимина, и Европейский фонд за демократию. Оптимистичный план развития предполагал привлечение $1,1 млн в первый год работы проекта.

Елизавета Осетинская

Фото: ТАСС/Олег Яковлев

“Ъ” ознакомился с презентацией медиастартапа The Bell, запущенного бывшим шеф-редактором РБК Елизаветой Осетинской. По словам источника, знакомого с ходом переговоров с инвесторами, документ показывали им на старте проекта. The Bell рассчитывал выйти на окупаемость за три года, то есть в 2020 году. Для этого требовалось $2,6 млн. В частности, в первый год, с учетом запуска веб-сайта с версиями на русском и английском языке и мобильной версии, а также штата в 25 сотрудников, The Bell рассчитывал привлечь $1,1 млн. В дальнейшем проект ставил целью набрать 15 тыс. подписчиков, исходя из стоимости подписки в $50 в год, сказано в презентации.

Консультации о поддержке проекта велись с двумя десятками бизнесменов, которые не были связаны с Кремлем, и международными организациями, уточняет собеседник “Ъ”. Знакомый бизнесмена из российского списка Forbes подтвердил “Ъ”, что в 2017 году Елизавета Осетинская вела переговоры о получении инвестиций. По словам источника “Ъ”, было найдено четыре группы инвесторов, от которых удалось привлечь в целом около $600 тыс. Расходы проекта он оценивает примерно в $25 тыс. в месяц. В частности, старт проекта поддержал университет Беркли через Investigative Reporting Program (IRP), что подтверждала Елизавета Осетинская. По словам источника “Ъ”, в июле 2017 года The Bell получил от университета $100 тыс. с возможностью продления участия в программе. Юристы, привлеченные IRP, помогли с регистрацией компании, через которую идет финансирование,— Polestar Digital Ventures Ltd в штате Делавэр. Ее название (в переводе — «Полярная звезда») отсылает к альманаху XIX века Александра Герцена, который позднее начал издавать и газету «Колокол» (The Bell).

Второй группой инвесторов выступил ряд предпринимателей с российскими корнями, в том числе ведущих бизнес в США: они безвозмездно предоставили в целом $90–100 тыс. Значимым инвестором стал сын основателя «Вымпелкома» и фонда «Династия» Борис Зимин, пожертвовавший $100 тыс. Господин Зимин не ответил на запрос, но источник в его окружении подтвердил, что он поддержал проект, не уточнив сумму. Наконец, в ноябре 2017 года The Bell привлек €220 тыс. в Европейском фонде за демократию, учрежденном членами Евросоюза, утверждает источник “Ъ”. В фонде не ответили на запрос.

Елизавета Осетинская отказалась комментировать состав инвесторов и объем вложений в проект. Оценки потенциальных инвестиций из презентации проекта — часть дипломной работы в Стэнфорде, «это не бизнес-план», отметила она.

Директор программы журналистики расследований IRP магистратуры журналистики Калифорнийского университета в Беркли Джон Темпл подтвердил, что госпожа Осетинская стала участником программы до 31 августа 2018 года. Объем финансирования составляет около $100 тыс. в год до вычета налогов, включая зарплату, медстраховку и другие расходы. IRP решила продлить участие Елизаветы Осетинской на второй год — с сентября 2018 по август 2019 года — с тем же объемом финансирования. «Мы весьма впечатлены работой команды The Bell»,— добавил господин Темпл.

Анна Афанасьева, Евгений Хвостик

Вся лента