Российские рестораны засчитали чаевые

С чем связано появление сервисного сбора в счете

В счет включили чаевые — как выяснил «Коммерсантъ FM», на время Чемпионата мира по футболу некоторые рестораторы ввели обязательный сервисный сбор. Он появился в заведениях городов, где проходят матчи мундиаля. Можно ли его не платить? И что еще подорожало в меню в дни соревнований? Выясняла Аэлита Курмукова.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Сервисный сбор в российских ресторанах ввели из-за болельщиков. Эту информацию «Коммерсантъ FM» подтвердили сразу в нескольких заведениях. Так, управляющая рестораном «Лима» Аля Иванова рассказала, что именно иностранцы попросили включить чаевые в счет: «Например, перуанцы начали подходить к кассе и предлагать включить чаевые в размере 10% в счет, чтобы сразу картой его оплатить. И когда об этом же попросили несколько десятков человек, мы решили, что так и сделаем, потому что иностранцы привыкли именно к такой практике. Мы это делаем только на время чемпионата. Цены остались прежними, появился только сервисный сбор».

Стоит заметить, что дополнительный сбор включают не только в счет иностранцев, но и русскоговорящих гостей. Но, как поясняют рестораторы, если клиент недоволен обслуживанием — а в дни чемпионата заказ приходится ждать дольше — чаевые можно не платить. По крайней мере, можно попробовать отказаться, ведь сервисный сбор в России законодательно не закреплен. Не существует и регулятора ценовой политики заведений.

Между тем, постоянные клиенты заметили, что прайс в некоторых московских заведениях вырос на 10%, а в других городах, где проходят матчи, вообще на 50%. В Саранске, к примеру, меню переписали еще до приезда болельщиков, говорит местная жительница Мария Скворцова: «Еще за пару недель до начала чемпионата мы заметили повышение цен в нескольких ресторанах города, в некоторых случаях даже в два раза. Всех интересует вопрос, будет ли снижена цена до прежнего уровня, когда закончатся все мероприятия. Вот лично я не буду ходить в ресторан, если цены там останутся завышенными».

На прошлой неделе интернет буквально взорвался от возмущения, узнав, что некоторые точки обслуживают иностранцев по двойному тарифу. В меню на русском в одном из столичных ресторанов чахохбили стоило 380 руб., для иностранцев — 760 руб. После подобного скандала в Мордовии цены выравняли, рассказал «Коммерсантъ FM» корреспондент телеканала «Россия 24» Арсений Молчанов.

«Я и сейчас в Саранске. Вечером зашел выпить чай и случайно у иностранца попросил соседнее меню на английском для того, чтобы сравнить цены. Так вот, некоторые позиции расходились в полтора-два раза. Бургер, например, стоил 450 руб. для нас и 750 руб. для иностранцев, черный чай — 170 руб. для россиян, а для тех, кто русского языка не знает, 350 руб. На следующий день я к ним пришел уже с камерой и спросил, как такое возможно. В ответ услышал традиционное — что это ошибка и сейчас в ресторане действует единое меню. Другими словами, черный чай у них уже стоил 400 руб. вместо 170 руб.», — рассказал Арсений Молчанов.

То есть получается, что россияне, вступившиеся за иностранцев в ресторанах и барах, теперь сами вынуждены переплачивать. Хотя еще до чемпионата Федерация отельеров и рестораторов рекомендовала заведениям не повышать цены, напоминает вице-президент организации Вадим Прасов: «Два раздельных меню — на русском и на английском языках — достаточно плохая идея.

Возможно, у отдельных людей появляется какая-то дополнительная жажда подзаработать.

В таком случае нужно обращаться в департаменты потребрынка. Думаю, там достаточно оперативно будут на это реагировать».

Сами участники рынка говорят, что ни один крупный сетевик и ресторатор не позволит себе обманывать болельщиков, да и серьезных денег на чемпионате заработают единицы. Основную кассу делают заведения на Никольской, ставшей официальной улицей болельщиков. Хотя там, пожалуй, больше пьют, чем едят, резюмирует ресторатор Аркадий Новиков: «Мы цены не увеличили и все оставили как есть. За счет того, что выросло количество гостей, в два раза увеличился и оборот. Конечно, на качестве это сказывается не всегда хорошо, ведь к нам заходят толпы людей. Стараемся справляться как-то».

В Москве, как сообщил «Коммерсантъ FM», руководитель агентства «РестКонсалт» Сергей Миронов, 11 тыс. заведений общепита. И говорить о том, что все рестораны в дни чемпионата пытаются вас как-то обмануть, преувеличение. Однако в социальных сетях на этот счет шутят — если официант говорит на английском, вас наверняка обслужат по двойному тарифу.

Вся лента