Гироскутеры и сегвеи едут в правительство

ГИБДД, Минтранс и Госдума пока не договорились о том, как ездить на личном электротранспорте

В начале лета обострилась тема с безопасностью граждан, передвигающихся на гироскутерах, сегвеях, электросамокатах и моноколесах: уже зафиксированы первые происшествия с серьезными увечьями. Еще в прошлом году Белый дом поручал МВД и Минтрансу проработать юридический статус пользователей таких устройств, ведь они позволяют разгоняться до 30–40 км/ч, а это фактически скорость скутеров. Минтранс, как выяснил “Ъ”, предложил выделить граждан на личном электротранспорте «в отдельную группу участников движения». В ГИБДД считают, что вопросы безопасности применения устройств должны обеспечивать региональные власти, организуя для людей соответствующую инфраструктуру. Конечное решение, судя по всему, должно принять правительство.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Тема безопасности граждан, передвигающихся на гироскутерах, сигвеях и моноколесах на городских улицах, поднималась еще осенью 2017 года в рамках работы правительственной комиссии по безопасности движения. Тогда первый вице-премьер Игорь Шувалов дал поручения МВД и Минтрансу «проработать вопрос определения статуса» граждан, использующих «современные технические средства передвижения», представив предложения в Белый дом, о чем сообщал “Ъ”. Официальной статистики по авариям с участием таких видов транспорта не ведется. По данным «Союза пешеходов России», в начале этой недели в Москве на улице Перерва человек на электросамокате сбил пешехода, скрывшись с места аварии: у пострадавшего сломан позвоночник. На фоне этого растет парк таких устройств: в середине мая столичные власти открыли прокат электросамокатов «Делисамокат» (дочерняя структура «Делимобиля»), способных разгоняться до 20 км/ч. Отметим, что высокой популярностью также пользуются электровелосипеды, которые позволяют разгоняться даже до скорости автомобиля.

Предложения в правительство уже представлены. Позиция Минтранса заключается в следующем: согласно ПДД, лица использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и «иные аналогичные средства», считаются пешеходами, а значит на них распространяются правила для пешеходного движения.

«Вместе с тем, термин "иные аналогичные средства" не дает четкого разделения транспортных средств, применяемых пешеходами, на моторизованные и немоторизованные»,— пояснили “Ъ” в Минтрансе.

С учетом того, что современные моторизованные средства, применяемые пешеходами, позволяют развивать высокую скорость, а также имеют, как правило, бесшумный ход, ведомство считает, что нужно выделить их в качестве отдельной группы участников движения. По данным “Ъ”, речь идет о выделении такой группы внутри в ПДД или в других нормативных актах.

Как регулируются правила передвижения на сегвеях и гироскутерах в разных странах мира

Смотреть

В МВД придерживаются другой позиции. Начальник отдела отдела пропаганды БДД и профилактики дорожно-транспортного травматизма ГИБДД России Максим Белугин считает, что гироскутеры и сегвеи являются «средствами развлечения». «Необходимо создать условия в парках, определить площадки, может быть, сделать какие-то дорожки,— заявил он в ходе прошедших на днях слушаниях в "Парламентской газете".— По ним и нужно разрешать ездить, если люди хотят. Это должно происходить в некой закрытой зоне и не создавать помех никому». Господин Белугин считает, что эти вопросы находятся в компетенции муниципалитетов и региональных властей: «нужно сначала создать условия для езды, потом сделать прокат, а потом уж следить за безопасностью».

Начальник УГИБДД по Москве Виктор Коваленко ранее признавался, что «переживает» по поводу транспортной ситуации в связи с появлением в городе электросамокатов. «В реальности электросамокат развивает скорость до 40 км/ч, но она ограничена 20 км/ч,— отмечал господин Коваленко.— Мы разговаривали с компанией по аренде электросамокатов, и они выразили готовность понизить скорость, если решат, что это небезопасно. Кроме того, разрабатывается вопрос о выдаче шлема при аренде самоката. Пока рисков не видим, потому что у нас много велодорожек и зон для возможностей их использования».

“Ъ” также запросил позицию по данному вопросу у департамента транспорта Москвы, но там ответили, что этот вопрос находится в компетенции правительства РФ. В ведомстве напомнили, что еще в 2017 году вопрос о правовом регулировании использования гироскутеров, сегвеев, моноколес обсуждался в Мосгордуме с участием представители департамента и ЦОДД. Представитель ЦОДД Александр Иванов тогда предложил выделить гироскутеры и сегвеи в отдельную категорию транспортных средств (по сути, повторив идею Минтранса). Идея спикера Мосгордумы Алексея Шапошникова была в том, чтоб приравнять «самобалансирующиеся средства» к мопедам или к велосипедам. В столичной ГИБДД тогда предложили нормативно ограничить возраст обладателей подобных устройств.

«Скутеры, мокики и другие подобные транспортные средства с двумя колесами в продольной плоскости со скоростью до 25 км\ч могут ездить по дороге, но только в правом ряду,— прокомментировал “Ъ” ситуацию первый зампред комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков.— А вот одноколесные, гироскутеры и т.д. — только по тротуару.

Все, что способно разгонятся на дороге свыше 25 км/час, должно иметь номер и управляться человеком, имеющим права».

Таким образом, окончательного решения еще не принято. В проекте плана по выполнению стратегии безопасности движения до 2024 года заложена, в том числе, «проработка вопросов обеспечения безопасности движения при использовании велосипедов, сегвеев, гироскутеров, электросамокатов, в том числе целесообразности применения защитной экипировки, проведение соответствующих информационных кампаний»: документ должен быть представлен ГИБДД Росси в правительство в начале июля. Решение по данному вопросу, судя по всему, будет приниматься правительственной комиссией по безопасности движения, которую вместо Игоря Шувалова теперь возглавляет вице-премьер Максим Акимов. Когда состоится ее ближайшее заседание, пока неизвестно

Иван Буранов

Фотогалерея

На чем катаются в Москве

Смотреть

Вся лента