Москва отплатит кинопродюсерам

Столичные власти обсуждают введение системы компенсаций за съемки

Москва планирует присоединиться к введенной в нескольких регионах системе кинематографических рибейтов. Город готов начать компенсировать киностудиям, в том числе зарубежным, часть расходов на съемки фильмов. Москве придется конкурировать с городами Восточной Европы, где продюсеры уже привыкли снимать, предупреждают участники рынка.

Фото: Евгений Дудин, Коммерсантъ

Чиновники мэрии Москвы обсуждают возможность присоединения города к программе рибейтов, рассказала “Ъ” ответственный секретарь Московской кинокомиссии и гендиректор «Москино» Светлана Максимченко. Система рибейтов действует в России с 2017 года в Приморье, Астраханской и Калининградской областях, где местные бюджеты возвращают продюсерам от 5% до 20% расходов на съемки в регионе, включая отели, питание, наем людей, оборудования, транспорта. Так, Приморье по итогам 2017 года выплатило 5 млн руб., Калининград — 14,6 млн руб.

Заместитель главы департамента культуры Москвы Владимир Филиппов подтвердил, что меры экономического стимулирования киностудий прорабатываются: «Сейчас мы работаем над тем, чтобы облегчить съемки для отечественных и международных кинокомпаний». Результатом должен стать документ, регламентирующий условия возврата продюсерам части расходов и порядок выплат. Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев и председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов говорят, что дали мэрии необходимые консультации.

«Есть принципиально важная задача — продвижение Москвы как доброжелательного, интересного, безопасного города. Фильмы, вышедшие в кинотеатрах мира, привлекают туристов в города и локации, где они снимались»,— объясняет Владимир Филиппов.

Чиновники хотят, чтобы через пять лет Москва стала таким же популярным и часто показываемым городом, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Рим и Гонконг, говорит господин Филиппов.

Программа 30-процентного рибейта, к примеру, действует в Лондоне, что делает его популярной кинолокацией, напоминает он.

Продюсеров привлекают в регион не только уникальные локации, но и возможность получить финансовые преференции, согласен Сергей Сельянов. В Приморье после создания кинокомиссии количество съемок выросло, подтверждает руководитель кинокомиссии Приморского края Дмитрий Шевцов. При этом 70% фильмов, снимаемых в регионе, азиатские, уточнил он. Впрочем, в качестве кинолокации для продюсеров Москве придется конкурировать с другими городами Восточной Европы, например Прагой и Минском, которые ее успешно заменяют и дают «устоявшийся механизм работы», предупреждает руководитель одной из крупных кинокомпаний.

На последнем Каннском кинофестивале в мае интерес к съемкам в Москве проявили киностудии Lakeshore Entertainment, Patriot Pictures, Imagination Park, телекомпании HBO, Starz, FremantleMedia и CBS, с некоторыми достигнуты предварительные договоренности о съемках, причем на переговорах уже поднимался вопрос рибейта, сообщила Светлана Максимченко. «В Каннах мы пообещали, что программа экономического стимулирования будет доступна иностранцам в следующем году. Но по факту это будет возможно через совместное производство с российскими продакшенами»,— подчеркнула она. Напрямую возмещать расходы западным студиям российское законодательство не позволяет, поясняет Антон Малышев. В любом случае в большинстве проектов для организации съемок привлекаются российские сопродюсеры, добавляет он.

Антон Дугин

Вся лента