Любимый цвет общества

Почему блондинкой быть выгоднее

Джентльмены предпочитают блондинок — это утверждение остается верным без малого сто лет. Несмотря на протесты поборников равноправия, блондинки все еще больше зарабатывают, успешнее строят карьеру и вовсе этого не стесняются, провозгласив 31 мая собственным праздником — Всемирным днем блондинок.

Фото: DreamWorks Television

ЕКАТЕРИНА ДРАНКИНА

Блондинка в бизнесе

«В аэропорт Брюссель 19 июня рейсом Lufthansa LH 4608 из Мюнхена прилетает известная блондинка мира, глава Международной ассоциации блондинок Ольга Ускова. И не с любимой собачкой, а с любимой дрессированной бабочкой Лордом Ричардом!» На сайте ассоциации с грамматическими ошибками изложено много другой захватывающей информации об «известной блондинке», о бабочке Лорде Ричарде, о муже блондинки, сыне блондинки, вкусах, о ее борьбе за мир, о созданной ею ассоциации и учрежденном ассоциацией празднике — Всемирном дне блондинок.

«Почему 31 мая? — переспрашивает Ольга Ускова, с которой я связалась по телефону, чтобы расспросить о деятельности ее организации.— Потому что три плюс один равно четыре! А почему нет? День не хуже других».

В разговоре Ольга бесхитростно рассказывает о муже. Он уроженец Баку, бывший сотрудник КГБ, шпион, а также американский летчик, шериф небольшого городка во Флориде и научный деятель: сейчас он опять в Баку, в «длительной командировке», трудится над «изменением закона гравитации».

Россиянка Ольга Ускова уже давно живет в Болгарии и считает себя блондинкой международного масштаба

Фото: International Association Of Blondes

Столь же масштабна и труднопостижима деятельность сына — 20-летний студент Софийского университета работает во «всемирном парламенте», созданном по инициативе матери. «Мы, блондинки, можем многое изменить в мире! — щебечет Ускова.— Вы читали на сайте клятву блондинок? У нас много про розовый… Розовый — это цвет сердечной чакры. Одним только словом "блондинка" уже много изменений можно сделать… Но мы не феминистки! Мы за… как это называется? Да, традиционные ценности! За мужчин. Им помочь нужно! Мы объединились, чтобы беречь мужчин. Вместе с учеными разрабатываем сейчас… Вы знаете ведь, что у мужчин исчезает тринадцатый изотоп в крови? И вот мы помогаем. Как? Ну там питание нужно изменить, еще что-то…»

Понять, в образе в данный момент Ольга Ускова или же она такая и есть, не так-то просто. По большей части складывается впечатление, что она изображает Эль Вудс, героиню Риз Уизерспун из фильма «Блондинка в законе». Тем более что по первому образованию Ольга — юрист, как и Вудс. Да, у нее четыре диплома о высшем образовании: на юриста она училась в Красноярском и Софийском университетах, на экономиста в Академии при правительстве России, а на журналиста — в МГУ. И биография вполне успешная. Родившись в крошечном закрытом городке в Сибири, отучившись в Красноярске и в Москве, 30 лет назад уехала с мужем Эмином Гаджиевым (тем самым американским шерифом из Баку) в Болгарию и там занялась бизнесом. Она основала несколько конкурсов красоты — «Мисс Россия за границей», «Мисс Globe», также открыла несколько магазинов свадебных и вечерних платьев Virginia (в том числе был один магазин в Москве, в Новинском пассаже). «Вот тогда все и началось, когда у меня был магазин в Москве,— рассказывает Ольга.— Я заметила, что мои покупательницы — это в основном блондинки, и как-то в 2006 году провела конкурс для блондинок, награда называлась "Тонкая шпилька". И это так хорошо пошло!»

Ольга зарегистрировала ассоциацию, учредила новый конкурс — Blonde of the World, а в 2009 году подала заявку в ЮНЕСКО на регистрацию международного дня блондинки 31 мая. ЮНЕСКО ответило: если праздник будут отмечать десять лет подряд, то его зарегистрируют. С тех пор его и отмечают.

Балтийский поход

Спустя довольно непродолжительное время блондинка из Софии Ольга Ускова действительно стала кем-то вроде всемирной предводительницы блондинок.

В ассоциации сейчас зарегистрированы 83 тыс. дам, офисы ассоциации есть в 13 странах, и в нескольких десятках европейских городов в конце мая по случаю своего праздника маршируют блондинки.

Самые активные — в странах Балтии, в Сербии, в Албании. В России подразделение возглавляет Ангелина Вовк, но, судя по всему, об этой своей миссии она уже подзабыла и инициативу в проведении парадов блондинок перехватили рвущиеся на страницы таблоидов странные личности — певица Карина Барби и режиссер порнофильмов Боб Джек. Мероприятия, ими ежегодно проводимые, трудно назвать местом скопления бомонда — в Москве на Арбате, а также в Санкт-Петербурге, в Нижнем и Великом Новгороде эти двое проводят парады блондинок: глазам больно от обилия розового, высота шпилек зашкаливает. В каждом городе натуральных, крашеных или в париках блондинок собирается от нескольких десятков до нескольких сотен.

В начале 2010-х годов туроператоры продавали парад блондинок как карнавал

Фото: International Association Of Blondes

Впрочем, это не сильно отличается от парадов, которые проводит «материнская» организация. В Риге, например, местное подразделение ассоциации, возглавляемое активной девушкой Марикой Гедерте, в 2009 году сумело сделать парады блондинок приметной туристической заманухой, сообщая в туристических справочниках, что это балтийский аналог бразильского карнавала. Первый парад прошел под лозунгом «Блондинки против кризиса», и на него вышли 700 девушек в розовом и коротком. В 2012-м ассоциация провела уже два парада — один в мае, другой в июле, в Юрмале, сопроводив действо заплывом блондинок, конкурсом Мэрилин Монро, турнирами по теннису и гольфу и вечеринками на всю ночь. Впоследствии Марика Гедерте переключила свое внимание на политику и бизнес, и движение блондинок несколько затухло. Затуханию поспособствовали и осуждающие голоса — латвийские политики и феминистки ворчали, что латвийские блондинки и так популярны у туристов и лучше бы поднимать экономику более современными способами. В этом году празднества ограничатся конкурсом красоты и большой вечеринкой на берегу Даугавы. Вечеринки блондинок проведут региональные отделения в Бельгии, Италии, Албании и в других странах — но особо массовых акций не планируется.

«Вот в следующем году мы оторвемся,— мечтает Ольга Ускова.— Нам десять лет будет, ЮНЕСКО праздник узаконит, соберем в Софии конгресс, проведем парад и в Книгу Гиннесса попадем, как самый массовый сход блондинок».

Ольга с удовольствием и при любой возможности травит байки про «тупых блондинок». Однажды, говорит, группа делегаток перепутала рейсы на Ригу и Рим («все на Р»), в другой раз путешественницы просили, чтобы им поставили визу в паспорт на стойке регистрации: «Девиз блондинок: от мыслей корни чернеют. А мужчин, которые любят блондинок, мы называем "викинги"…»

Важная составляющая парадов — демократичность: участвовать может любой, кто чувствует себя блондинкой

Фото: Reuters

Зато в Болгарии, говорит Ольга, есть пословица: «Блондинка не бывает голодной». «И это правда! — хвастается она.— Я как-то вела переговоры по одной крупной сделке. Тупик был полный, пять часов сидели. И тут я говорю: "А я ассоциацию блондинок возглавляю!" — и все, у мужчин глаза горят, им уже не до переговоров, быстро закончили и давай болтать про блондинок».

Бесконечный маскарад

В 2005 году австралийский Университет Гриффита опубликовал исследование «Парадокс блондинок» (власть и влияние через женский маскарад и карнавал). Автор исследования утверждает: светлые волосы, ставшие важным и заметным признаком представителей западной культуры, начиная с 1950-х годов обросли массой негативных ассоциаций и мифов. Женщины, становящиеся блондинками (ими, как мы знаем, по большей части не рождаются; натуральные, говорят, вообще скоро могут вымереть), оказываются в парадоксальной ситуации. Они сознательно принимают на себя негативные мифы, чтобы достичь привилегий. Для объяснения феномена исследователь применил, в частности, семиотическую теорию карнавала, изложенную русским культурологом Михаилом Бахтиным. Бахтин утверждал, что карнавал — важнейший феномен культуры нового времени, праздник-перевертыш, во время которого верх становится низом, а королем — нищий или дурак. «Тупая блондинка», принимая условия этой веселой игры, действительно становится бенефициаром, получая все, что захочет.

Другая теория, упомянутая в этой работе,— книга середины прошлого века британского психоаналитика Джоан Ривьер «Женственность как маскарад». Здесь, в общем-то, название говорит само за себя. Блондинистость, пишут на основании этих исследований австралийские ученые,— это полнейший, безудержный карнавал и маскарад, цель которого — власть и прочие привилегии.

О том, что привилегии блондинкам положены, существуют отдельные исследования, и таких немало.

Наиболее убедительное — опубликованное в 2014 году в Journal of Behavioral Studies in Business полевое исследование, связанное с чаевыми для официанток. Испытуемых официанток (для исследования взяли десять брюнеток и одну натуральную блондинку) просили фиксировать количество чаевых в течение месяца, а на следующий месяц перекраситься в «противоположный» цвет.

У девушек, осветливших волосы, чаевые выросли на 4–8%, у покрасившейся в брюнетку — на 5% упали.

В дополнение к этому существует еще как минимум с десяток разной степени проработанности исследований о том, что блондинки не глупее, а даже чуть умнее брюнеток, что они с большей степенью вероятности могут претендовать на руководящие посты, более высокооплачиваемые позиции.

Так, австралийка Дени Декстер выяснила на примере американских работодателей, что эффект «тупых блондинок» существует на этапе трудоустройства выпускников вузов: блондинки при том же уровне образования устраиваются работать на меньшие деньги, чем брюнетки. Но в течение первых пяти лет этот эффект как будто исчезает, и заработок их растет быстрее.

Проследив за прическами ряда успешных женщин, ученые в этом выводе утвердились: так, например, было обнаружено, что Хиллари Клинтон становится тем блондинистее, чем выше взбирается по карьерной лестнице. В России тезис подтверждается на высшем уровне: в новом составе правительства четыре женщины, и все четыре — бесспорные блондинки.

Так что болгарская пословица о блондинках, которые не бывают голодными, имеет вполне веские, в том числе и научные, основания.

Впрочем, и без научных доказательств ясно, что блондинки могут больше, чем брюнетки, рассчитывать на проявление эмпатии со стороны окружающих. Злая ведьма окажется блондинкой только в какой-то очень продвинутой сказке (как, например, Белая ведьма в исполнении Тильды Суинтон в «Хрониках Нарнии»). Белокурые волосы против темных в классической литературе — это противопоставление «добродетель против страстей»: золотоволосая кроткая и голубоглазая рядом с коварной черноглазой (как вариант — рыжей и зеленоглазой, см. «Ярмарка тщеславия», Теккерей).

В современном искусстве расклад поменялся, но совсем не в пользу брюнеток — их, по сути, просто отбросили на второстепенные роли, блондинки же забрали себе все главные. В Голливуде с 1950-х царствуют блондинки двух типов — «ходячий секс» (Мэрилин Монро, Брижит Бардо) и «хичкоковская блондинка» — утонченная Грейс Келли. На образ хичкоковской блондинки, кстати, ориентировалась даже Шарон Стоун в «Основном инстинкте», потребовав себе платье и прическу в этом стиле.

За полвека тема не была исчерпана и получала разное осмысление. Уже упоминавшийся фильм «Блондинка в законе», появившийся в 2001 году, можно считать феминистским крайне условно (а его, как ни странно, считали!) — скорее это пародия на феминизм. Со временем борцы за права женщин подвох разглядели. Так, исследователи Рейвон Раффин и Джеймс Миллер на одном из феминистских ресурсов сделали заявление, вызвавшее бурную дискуссию в студенческих кругах: если доказано, что блондинки имеют привилегии, то в этом есть проявление не только объективации, но и расизма — и стало быть, с явлением следует бороться. «Медиа мифологизируют успех светлых волос и раскручивают амбиции женщин, подбивая их перекрашиваться в блондинок. Это опасно и нездорово»,— пишут исследователи.

Блондинки готовы становиться героями негативных мифов, поскольку уверены, что это будет компенсировано жизненным успехом

Фото: Reuters

В России, конечно, до этой борьбы дело дойдет еще нескоро. «Был короткий период в начале нулевых, когда женщины не хотели ассоциироваться с "тупыми блондинками",— говорит Ольга Нестерова, арт-директор салона Toni&Guy на Новом Арбате,— и стали массово перекрашиваться в другие цвета. Но это быстро прошло. Сейчас высокий сегмент салонов — это, конечно, блондинки. Блондинкой быть дорого, современные технологии предполагают новые возможности. И после того отката начала нулевых сейчас новый поворот — мода на очень яркие тона. Розовые блондинки, жемчужные, платиновые — сейчас вот так».

Вся лента