«Сегодня преобладает тенденция к локализации производства в России»

О том, как меняются условия для сотрудничества с российскими компаниями, какая продукция востребована на Российском рынке и каков имидж чешских производителей в глаза россиян рассказывает Мартин Башта, Советник и глава экономического отдела Посольства Чешской Республики в Москве

— Есть ли шанс у чешских компаний занять свое место на российском рынке?

— Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, у чешских компаний и сегодня есть все шансы на продвижение. Российский рынок, однако, претерпевает существенные изменения. Преобладает тенденция к локализации производства в России. Что касается импорта в Россию, существует спрос на поставки товаров с более высокой добавленной стоимостью. Точно также и чешские инвестиции должны быть связаны с развитием в России высоких технологий. Одним словом, чешские компании должны выходить на российский рынок с самыми передовыми продуктами и, насколько это возможно, дополнять экспорт своей продукции производственным сотрудничеством непосредственно на территории России.

— Какие существуют возможности сотрудничества в режиме ограничений?

Очевидно, что санкционные ограничения затронули взаимное сотрудничество. Примером здесь может послужить снижение объемов поставок чешского обрабатывающего оборудования, да и, наконец, сужение потенциала сотрудничества в авиационной промышленности. Однако гораздо сильнее на наших взаимоотношениях сказалась экономическая рецессия 2014 – 2016 годов в России, которая привела к существенному снижению объемов внешней торговли между нашими странами. Мы рады, что в 2017 году, в связи с тем, что российская экономика снова демонстрирует тенденцию к умеренному росту, произошел перелом к лучшему и объемы нашей взаимной торговли стали нарастать. Мы верим, что эта тенденция продолжится и в будущем.

— Что оценили бы чешские компании, которые только выходят или уже работают на российском рынке?

— Ситуация для зарубежных, и в том числе чешских компаний в России является сложной, что объясняется современной российской экономической политикой импортозамещения и локализации производства, ставящей в более выгодные условия российских производителей. Чешские компании, которые уже имеют или только налаживают свое производство в России, часто встречаются с проблемами при открытии предприятий, и они поприветствовали бы более четкие и прозрачные правила и условия для локализации производства, защиты инвестиций и предпринимательства в России.

— Какое содействие может оказать посольство; на каких вопросах в экономической сфере вы, главным образом, акцентируете свое внимание?

— Во-первых, мы концентрируем наше внимание на отдельных промышленных отраслях и секторах, в которых у Чешской Республики есть конкурентное преимущество и в которых вместе с этим наблюдается потенциал роста с российской стороны. Во-вторых, мы стремимся оказать максимальную поддержку прямым экономическим связям с отдельными российскими регионами. Наше преимущество заключается в том, что мы все еще обладаем одной из наиболее разветвленных сетей экономических дипломатов в России как в посольстве в Москве, так и в генеральных консульствах в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а также имеем представительства почти всех государственных агентств, таких как, например, агентство CzechTrade, направленное на поддержку, прежде всего, малого и среднего бизнеса.

— Каковы тенденции в авиационной отрасли, которые касается российского рынка?

— Российский и чешский авиационные рынки не поддаются сравнению. По последним данным в России летает 4 413 гражданских самолетов, 2 537 из этого числа находится в коммерческой эксплуатации. Таким образом, представляется логичным, что рынок российской гражданской авиации относится к числу весьма перспективных отраслей для взаимного сотрудничества. Сегодня Россия стремится покрыть целый ряд своих потребностей за счет собственного производства и своих источников. С другой стороны, в таких объемах это нелегко осуществить. В связи с традицией и репутацией чешского авиационного производства, таким образом, существуют хорошие предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества.

— Каков, в целом, имидж у Чешской Республики и ее промышленности в России - в деловых кругах и в печати?

— Чешский экспорт в Россию стабильно достигает более высоких показателей, чем экспорт прочих сравнимых европейских стран. Это доказывает стабильный интерес российских потребителей к чешской продукции. В целом имидж Чешской Республики, по моему мнению, весьма позитивен. И, кстати говоря, Чешская Республика входит в число самых популярных туристических направлений среди российских туристов, а значительный вклад в развитие взаимного туризма вносит именно авиационное сообщение.  

Беседовала Анна Ульяченкова

Вся лента