«Аэрофлот» меняет кадровое направление

Еще один топ-менеджер покидает компанию

В «Аэрофлоте» продолжаются крупные кадровые изменения. Вслед за заместителем гендиректора по стратегии и альянсам Джорджо Каллегари свой пост вскоре покинет замглавы компании по коммерции и финансам Шамиль Курмашов. Оба топ-менеджера входили в ближний круг главы «Аэрофлота» Виталия Савельева. Источники “Ъ” в отрасли и эксперты ждут и других перестановок в компании вплоть до полной смены руководства.

Замглавы «Аэрофлота» по коммерции и финансам Шамиль Курмашов

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

Заместитель гендиректора по коммерции и финансам «Аэрофлота» Шамиль Курмашов в ближайшее время покинет компанию, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на главу перевозчика Виталия Савельева. По его словам, топ-менеджер «принял для себя решение о смене направления бизнеса в связи с длительным пребыванием у власти — он отработал в авиакомпании более девяти лет». В «Аэрофлоте» к этому «отнеслись с пониманием». Пока господин Курмашов продолжает формально занимать свой пост и «в течение ближайшего времени определится с будущим», а пока «ищет новые идеи и направления».

Сменщиком станет топ-менеджер из финансового блока «Аэрофлота», имя которого не раскрывается.

О том, что господин Курмашов уходит из «Аэрофлота», на рынке говорили еще в начале апреля, но в самой компании это отрицали. Источники “Ъ” утверждают, что увольнение стоит в одном ряду с уходом заместителя гендиректора по стратегии и альянсам «Аэрофлота» Джорджо Каллегари, покинувшего компанию в марте, «чтобы сосредоточиться на личных делах». Оба менеджера, подчеркивают собеседники “Ъ”, «входили в ближний круг Виталия Савельева» и на этом фоне стоит ожидать «полной смены руководства перевозчика».

Шамиль Курмашов пришел в «Аэрофлот» в 2009 году, но и до этого был соратником господина Савельева — по работе в АФК «Система». Там господин Савельев был первым вице-президентом, а господин Курмашов — заместителем руководителя комплекса финансов и инвестиций. С 2013 года Шамиль Курмашов курировал в «Аэрофлоте» коммерческий блок вместо Андрея Калмыкова, возглавившего дочерний лоукостер «Победу».

Источники “Ъ” отмечают, что при господине Курмашове авиакомпания переживала «разные, в том числе непростые, финансовые времена»: в 2014–2015 годах перевозчик терпел убытки, в том числе из-за программы топливного хеджирования, принятой на пике стоимости нефти. Зато в 2016 году «Аэрофлот» получил рекордную прибыль за счет комбинации положительных факторов: валютных курсов, резкого роста перевозок и возвращения валютных депозитов за самолеты, поступившие в парк группы. В 2017 году прибыль авиакомпании опять упала — на 40%.

Также топ-менеджеру приходилось решать финансовые проблемы дочерних авиакомпаний группы «Аэрофлот». «Оренбургские авиалинии» искажали отчетность, скрывая дебиторскую задолженность почти на 2 млрд руб. из-за долгов туроператоров «Идеал-тур» и «Пегас Туристик». Убытки всех дочерних компаний в первом полугодии 2014 года оценивались в 3,8 млрд руб. Для оптимизации затрат и повышения эффективности работы в 2016 году дочерние структуры были объединены под брендом «Россия».

Один из собеседников “Ъ” добавляет, что «Аэрофлот» уже вплотную подошел к доле рынка в 50%, а превышение вызовет вопросы у ФАС. Поэтому, полагает он, возможно, «топ-менеджеры уже не видят для себя сверхзадач и предпочли бы заняться другими вопросами». Предположить дальнейшую карьеру Шамиля Курмашова или даже Виталия Савельева эксперты не берутся, но считают возможные кадровые перестановки в «Аэрофлоте» логичными. «Ожидаемые изменения в составе правительства и профильных ведомств активизировали обсуждения кадровых перемен и в компаниях с госучастием»,— отмечает исполнительный директор компании «Авиапорт» Олег Пантелеев. Он добавляет, что «известны различные примеры ротаций, когда чиновники уходили в бизнес или, напротив, руководители крупных компаний переходили на госслужбу».

Елизавета Кузнецова

Вся лента