Из жизни пресмыкающихся

Над чем шутили в журнале "Крокодил" полвека назад

Сегодня можно вызвать такси через приложение на мобильном, а если не понравится автомобиль или ФИО таксиста, то и отменить заказ и сделать следующий. И таксист повезет туда, куда надо, и оплата будет заранее просчитана. Но стоит только раскрыть подшивку "Крокодила" советских времен, как можно узнать, что полвека назад все было наоборот: таксисты сами выбирали себе пассажиров.

Иван Баранцев 

Старшее поколение еще помнит те времена, когда надо было за всем стоять в очередях, в том числе и за автомобилем. Не только в магазине "Автомобили" на Бакунинской, но и на стоянке такси. А дальше - как повезет. Согласится таксист везти в конечную точку или нет. Естественно, такое положение дел высмеивалось карикатуристами из "Крокодила". Мы взяли подшивки второй половины шестидесятых годов и обнаружили не только явления, изменившиеся на противоположные, но и много общего.

Тогда, в 1965 году, Первым секретарем ЦК КПСС был избран Леонид Ильич Брежнев, но вряд ли кто-то подозревал, что он пришел надолго. Чиновники, так же как и сейчас, рассекали на номенклатурно-черных машинах, только это были не иномарки, а наши "Волги". Тогда, как и сейчас, не продавали алкоголь ночью, но купить водку можно было у таксистов. Темами карикатур было пьянство, левачество, мещанство. И, конечно же, "Крокодил" был полон антиамериканской и антинатовской риторики, почти как современное российское телевидение, с той лишь разницей, что чувство юмора в шестидесятые годы было намного острее и оригинальнее.

Несомненно, юмор "Крокодила" был цензурированным и официально разрешенным "наверху": смеяться можно было только над тем, над чем разрешили, недаром журнал считался главным юмористическим изданием Советского Союза и выходил при газете "Правда". Но даже так содержание любого номера сегодня выглядит как своеобразный срез времени, чем и интересно. Мы подобрали те карикатуры из "Крокодила", где так или иначе героем сюжета является автомобиль. Ведь и тогда, и сейчас автомобиль создавал вокруг себя различные смешные ситуации.

В шестидесятые годы частных автомобилей было все еще немного, поэтому даже владелец горбатого "Запорожца", а именно его изобразил карикатурист, считался состоятельным человеком, а не героем анекдотов. Что, конечно же, вызывало зависть у знакомых и соседей, не имевших вообще никакого автомобиля.

 

Чиновники и тогда жили в каком-то своем параллельном мире и изъяснялась на своем бюрократическом языке, как этот "ответственный работник" с портфелем, поручивший своему персональному водителю подать ему в воскресенье утром лыжи вместо служебного автомобиля.

Запрет продажу алкоголя в ночное время - одна из мер современной антиалкогольной кампании. В советское время водку тоже нельзя было купить ночью, но только потому, что гастрономы закрывались в 22.00 или 23.00, и тогда на помощь страждущим приходили таксисты. К слову, этим они занимаются и сегодня.

Коллективный отдых на природе был очень популярен в Советском Союзе, где людей сплачивали в коллективы любыми способами. Прицепленная к грузовику бочка с рассолом как бы говорит нам, чем наутро закончится разудалое веселье и песни под гармошку.

Карикатурист изобразил особенно разборчивого таксиста, расписавшего на шашечках все свои условия. Таксисты, как и любые представители сферы услуг в СССР, были люди непростые - профессия была престижной и прибыльной, во многом за счет подобного набивания цены и левых заработков. 

Естественно, советское такси было неуловимым. Возможно, от этого и пошло выражение "поймать такси", глубинный смысл которого понимают далеко не все наши современники.

Вся лента