Дата

90 лет назад «Огонек» отмечал на своих страницах 65-летие отмены в России жестоких телесных наказаний в гражданском ведомстве, в армии и на флоте

90 лет назад "Огонек" отмечал на страницах майского номера "красную дату" — 65-летие отмены в России жестоких телесных наказаний в гражданском ведомстве, в армии и на флоте. В 1863 году царское правительство приняло закон, согласно которому более не применялись шпицрутены (металлический шомпол к дульнозарядному огнестрельному оружию, которым били осужденного, прогоняя его через строй — "О") для солдат, "кошки" (плеть с девятью хвостами с узлами на концах.— "О") для моряков и плети для гражданских лиц. Отменялось также клеймение и наложение штемпельных знаков (введенное Петром I клеймение с помощью железных знаков, на которые были насажены стальные иглы.— "О"). Женщины освобождались от телесных наказаний вовсе.

"Огонек" рассказывал, сколь сложной и долгой была дорога к избавлению населения страны от телесных наказаний

Фото: Архив журнала , Архив журнала "Огонёк"

"Кнут есть мучительное орудие, которое раздирает тело,— приводил "Огонек" слова адмирала Мордвинова,— отдирает мясо от костей, режет по воздуху кровавые брызги и потоками крови обливает тело человеческое". "Огонек" рассказывает, сколь сложной и долгой была дорога к избавлению населения страны от телесных наказаний. Еще за два года до отмены телесных экзекуций 111 крестьян Пензенской губернии за бунт были проведены через 100 солдат от 2 до 7 раз. "Но и эти цифры,— пишет журнал,--- бледнеют перед таким фактом: разбойники Быков и Чайкин в 1840-х годах за грабежи и разбои в Казанской губернии были прогнаны — один через 12 тысяч солдат, другой — через 11 тысяч, причем Чайкин вынес 3 тысячи ударов и на тележке еще 500, а Быков — 5 тысяч. Оба умерли в тот же день".

Но и после царского указа 1863 года телесные наказания еще долго сохранялись. Прежде всего розги, ими наказывали по приговорам волостных судов. И только царский манифест 11 августа 1904 года освободил крестьянство от порки. Но розги оставались наказанием для каторжников и ссыльных. "Да и в полицейских участках били как хотели,— писал "Огонек".— Битое царство небитым стало только после революции 1917 года".

Вся лента