«Тереза Мэй настаивает на том, что иногда нужно действовать быстро»

Корреспондент «Ъ FM» в Британии — о выступлении премьер-министра

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила, что удары Королевских ВВС были законными. Об этом она сообщила, выступая перед парламентом со специальным заявлением, в котором объяснила участие Лондона в недавней военной операции в Сирии. Тереза Мэй подчеркнула, что попытки урегулировать этот вопрос дипломатическим путем не привели к успеху, поэтому действовать пришлось быстро и незамедлительно. О чем еще сообщила премьер-министр Великобритании, собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» в Лондоне Андрей Остальский рассказал ведущему Рамазу Чиаурели.

Фото: Simon Dawson/Pool, Reuters

— Итак, какие наиболее важные моменты были затронуты в выступлении?

— Это была полемика, вполне очная, между Терезой Мэй и лидером Лейбористской партии Джереми Корбином, который поставил под вопрос законность этой операции. Он употребил выражение «Legally questionable», что означает, что есть вопросы в юридическом смысле. Это чуть более мягкая формулировка, чем та, к которой он прибегал раньше в своих интервью, когда категорически говорил о незаконности операции. Но Тереза Мэй, естественно, защищала свою позицию и говорила о том, что было соответствующее заключение юриста правительства, ничуть не менее квалифицированного, чем тот, который обслуживает «теневой кабинет».

Интересно, кстати, что журналисты припомнили, что в предыдущем лейбористском правительстве юристы поддерживали подобного рода действия и разъясняли, что кабмин имеет право действовать в таких ситуациях достаточно свободно.

Но на этот раз центральный вопрос вот к чему сводился — Джереми Корбин категорически требует, чтобы был принят специальный документ, так называемый War Powers Act, то есть закон о правах и полномочиях прерогативы в ведении военных действий. Дело в том, что в Великобритании до сих пор так называемая «королевская прерогатива» позволяет правительству и премьер-министру не консультироваться с парламентом вовсе в подобных ситуациях.

То есть правительство может теоретически даже начать большую войну, не обсуждая это в Палате общин.

Но на самом деле, конечно, в подавляющем большинстве случаев, особенно начиная с 2003 года, такие детальные обсуждения и голосования проводились. Причем заканчивались они с разным результатом. Интересно, что Джереми Корбин сегодня употребил такую фразу: «Вы должны подчиняться парламенту, а не капризам американского президента». Вот это вызвало очень резкую негативную реакцию среди консерваторов и даже выкрики «Позор». На это Тереза Мэй ответила, что действует в национальных интересах и не подчиняется никому и ничему.

Сейчас же лидер Лейбористской партии хочет, и, кажется, что половина депутатов от разных партий готовы его поддержать, принять закон, который бы делал обязательными подобные консультации. Но Тереза Мэй объяснила — Великобритания должна была действовать быстро и обеспечить успех операции. По словам премьер-министра, если бы это обсуждалось в парламенте и назывались все детали операции, то это бы поставило ее успех под вопрос, потому что Асад был бы предупрежден. То есть вот такая примерно логика.

— Как отреагировала Палата общин на заявления Терезы Мэй?

— Депутаты-консерваторы и представители правящей партии реагировали энергичной поддержкой, в отличие от членов Лейбористской партии. Надо сказать, что и либерал-демократы, и Шотландская национальная партия в этом вопросе тоже сближаются с Джереми Корбином и, по крайней мере, требуют того, чтобы такого рода вопросы выносились на парламентское обсуждение.

Джереми Корбин вообще склоняется к тому, чтобы поставить под сомнение саму операцию и осудить ее проведение без санкции Совета безопасности ООН. Кстати, на это Тереза Мэй ответила, что в этом случае это бы значило поставить британскую внешнюю политику в зависимость от российского вето в Совете безопасности, а Соединенное Королевство, по ее словам, должно принимать решение самостоятельно. Но чувствуется, что все три оппозиционные партии достаточно едины, по крайней мере, в стремлении обеспечить возможность предварительного обсуждения в Палате общин подобных действий правительства.

Тереза Мэй категорически с этим не согласна и продолжает настаивать на том, что иногда нужно действовать быстро. Уже потом, по ее мнению, можно в парламенте все обсуждать, чтобы депутаты решали, как они к этому относятся. Но происходить это должно постфактум, после события. Вот ее позиция. Как парламент в итоге проголосует, одобрит ли он в итоге действия правительства, сказать пока трудно.

Вся лента