Наградили как по нотам

Итоги «Маски» в опере и мюзикле

Лучшим оперным спектаклем стал «Билли Бадд» Большого театра, а лучшим режиссером — Кирилл Серебренников, поставивший в «Геликон-опере» оперу «Чаадский». Откликаясь на злобу дня, оперные итоги выглядят совершенно адекватными картине насыщенного сезона, считает Юлия Бедерова.

«Чаадский», премьера которого совпала с началом дела «Седьмой студии», признан лучшим спектаклем

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Такого сильного конкурса не случалось очень давно. Возможно, еще давал себя знать отложенный эффект долгосрочного оперного планирования: даже когда деньги кончились, некоторые театры предпочли ставить меньше да лучше или осуществлять принципиальные мечты. Как, например, Екатеринбургский оперный театр, который регулярно обращается к потенциально востребованному, но редкому репертуару и в этот раз поставил «Пассажирку» Моисея Вайнберга. Спектакль получился хороший, хотя и без интерпретационной тонкости, и стал важным номинантом, но не победителем. А вот партия Надежды Бабинцевой в «Пассажирке», принесшая ей долгожданную новую «Маску» за лучшую женскую роль, сделана вокально и актерски предельно убедительно, добавляя аккуратной режиссерской концепции человеческий и эстетический объем.

У Бабинцевой, так же как у награжденного за лучшую мужскую роль Евгения Ставиского (Мефистофель в «Фаусте» Новой оперы), были серьезные конкуренты. Среди них сразу две мариинские сопрано из «Саломеи», Лариса Гоголевская (Иродиада) и Елена Стихина (Саломея), и три выдающиеся партии в «Билли Бадде»: Гидон Сакс (в роли Джона Клэггарта), Джон Дашак (Капитан Вир) и звезда англо-российской премьеры Юрий Самойлов в роли Уильяма Бадда, певец из России, профессионально выросший в Европе. Жаль, что жюри не воспользовалось возможностью подчеркнуть «Маской» это блестящее открытие российского артиста на мировой сцене. А вот спецприз «За уникальный творческий дуэт в спектакле Большого театра "Манон Леско"» Анне Нетребко и Юсифу Эйвазову выглядит как нечто среднее между поощрительным и почетным.

Еще один спецприз («За художественную целостность и создание новаторской формы музыкального спектакля ансамблем авторов и исполнителей») ушел всей творческой команде пермского спектакля «Cantos». Награда не смотрится ни вынужденной, ни кокетливой, она просто компенсирует прорехи существующей структуры номинаций — так, невозможно было бы при всем желании отдельно номинировать хор Пермской оперы. Получала премию художник Ксения Перетрухина, она и произнесла со сцены первой имя еще одного человека — сидящего в тюрьме Алексея Малобродского, который оказался одним из, увы, отсутствовавших в зале главных героев церемонии наряду с Софьей Апфельбаум и, конечно, Кириллом Серебренниковым. За тот же «Cantos» в номинации «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» (где состязался буквально весь цвет актуального композиторского поколения) «Маску» получил Алексей Сюмак, и тут сложно не вспомнить, что его публичная популярность начиналась с резонансных проектов «Платформы» и сотрудничества с Серебренниковым.

В присуждении режиссерской «Маски» самому Серебренникову (ее получал продюсер и художник Павел Каплевич, сказавший со сцены: «Кирилл, мы с тобой») нет никакой натяжки: ситуация уголовных преследований, грозящих отменой свободной конкуренции идей, и есть главная тенденция театральной жизни, не заметить которую было бы прекраснодушием. Нет и подмены стандартов: эффектный «Чаадский», построенный на выразительном режиссерском трюке и изысканной музыке Александра Маноцкова,— редкий пример независимого музыкального театра, коммерческого, но качественного.

Да и остальные «Маски» распределились по объективно лучшим спектаклям, хотя и в профессионально субъективном порядке. Приз за свет высветил мариинскую «Саломею», а дирижерская «Маска» уехала с Оливером фон Дохнаньи в Екатеринбург, оставив ни с чем, например, выдающуюся по мировым меркам работу Уильяма Лейси в «Билли Бадде» и российский оперный дебют Владимира Федосеева («Турандот» в «Геликон-опере»).

«Билли Бадд», впрочем, удостоился еще и оформительского приза — его получил Пол Стейнберг, выигравший у десяти соперников, включая художников не оперы, но мюзикла: «Безымянной звезды» Новосибирского музтеатра и «Суини Тодда, маньяка-цирюльника с Флит-стрит» Театра на Таганке. «Суини Тодда» отметили «Масками» за лучший спектакль, за режиссуру (Алексей Франдетти) и лучшую мужскую роль (Петр Маркин). Евгения Огнева забрала награду за роль второго плана в «Безымянной звезде», а Анастасия Ермолаева — за главную роль в еще одной классической партитуре «Микадо, или Город Титипу» (постановка Екатеринбургской музкомедии).

Фотогалерея

«Золотая маска—2018»

Смотреть

Вся лента