"Мы находимся на этапе формирования новой философии потребления лекарств"

вектор

Несмотря на то что препараты "Буарон" являются безрецептурными, по словам Валери Пуансо, уполномоченного генерального директора группы "Буарон", члена административного совета группы, именно врачи и фармацевты гарантируют их корректное и эффективное применение.

Говоря о гомеопатии, Валери Пуансо отмечает, что медицина неделима, но возможности и методы в ней разные

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

"Буарон" - производитель гомеопатических лекарственных средств N1 во Франции, один из мировых лидеров отрасли. Основанная в Лионе в 1932 году семейная фармацевтическая компания "Буарон" сегодня насчитывает 22 зарубежных филиала и 4 производственных предприятия. Российский филиал, основанный в 2005 году, стал 16-м по счету филиалом "Буарон" за пределами Франции и одним из самых динамично развивающихся. Согласно исследованию IPSOS-Healthcare Pharma-Q, проведенному среди провизоров, компания "Буарон" входит в ТОП-10 фармпроизводителей, репутация которых получила самую высокую оценку.

— Насколько российский рынок важен для вашей компании?

— Российский филиал занимает четвертое место среди 20 филиалов нашей группы. На него приходится 5% нашего товарооборота. Но Россия для нас очень важна с точки зрения имиджа и с точки зрения своего потенциала. В России, как и в других странах, растет запрос на препараты, которые являлись бы одновременно и эффективными, и безопасными. По данным ВЦИОМа, россияне считают, что о гомеопатии в России достоверной информации недостаточно. Поэтому, говоря о России, нам важно не только представить наши лекарственные средства, но и передать специалистам европейский опыт их интегрированного применения.

— Существуют ли какие-то особенности в работе российского отделения?

— Одна особенность есть: в России представлены только наши комплексные препараты, тогда как в мире известны две категории лекарств — комплексные и монокомпонентные. Всего под маркой "Буарон" выходит более 60 комплексных и 1,2 тыс. монокомпонентных препаратов. В России мы планируем вывод монокомпонентных препаратов в следующем году — нами уже были получены необходимые документы, а интерес и уровень знаний российских специалистов достигли необходимого уровня. Это часть политики компании: несмотря на то что препараты "Буарон" являются безрецептурными, роль врачей и фармацевтов как гарантов корректного применения лекарства, по нашему мнению, огромна.

— Создает ли вам помехи процедура регистрации лекарств?

— Безусловно, это долгий процесс. И каждый раз на разных этапах возникают новые вопросы. Надо понимать, что в России не существует облегченной процедуры регистрации для гомеопатических препаратов. Лекарства "Буарон" проходят такую же стандартную процедуру, как любые другие препараты. Большой разницы с точки зрения состава досье или самого процесса нет: обязательно наличие сертификата GMP и результатов клинических испытаний, подтверждающих эффективность и безопасность. Но это не более жесткие правила, чем в других странах, и мы знаем, что мы можем им соответствовать.

— Есть ли различия в потребительских предпочтениях в разных регионах и странах?

— Российские пациенты хотят "очевидной" эффективности, и для нас это отличный шанс показать возможности наших препаратов. Например, препарат для облегчения болезненных симптомов при прорезывании зубов дантинорм бэби позволяет наглядно увидеть, работает он или нет. Обычно мамам не приходится долго ждать: результат виден сразу.

Другая особенность — чувствительность к цене. Именно поэтому последнее расширение портфеля состоялось за счет экономичных упаковок — дантинорм бэби и геля арнигель.

— Какие основные тренды в использовании лекарств вы видите? Компания следует им или пытается идти против течения?

— Поведение пациентов очень логично: все хотят лечиться, и лечиться безопасно. Мне кажется, что потребности беременных женщин, а также мам, лечащих своих детей, сегодня очень сильно влияют на развитие фарминдустрии. Мы все понимаем, что применять бесконтрольно химически синтезированные препараты крайне нежелательно. Но именно эта категория пациентов не терпит компромиссов. Мы видим в этом большой потенциал: если вы в детстве видели положительный результат от приема гомеопатического лекарства, потом — во время вынашивания ребенка — вы задаетесь вопросом: почему бы не использовать такие же препараты и дальше?

Вторая тенденция — стремление обеспечить хорошее качество жизни и в зрелом возрасте. Мы знаем, что продолжительность жизни постепенно увеличивается, но, к сожалению, продлевается именно период старения, когда мы постоянно принимаем какие-то лекарства. Люди хотят стареть, сохраняя активность, не испытывая боли. Пожилые пациенты также все чаще используют гомеопатию в дополнение к основным лекарствам. Для борьбы со стрессом, при заболеваниях суставов, при проблемах со сном.

Мы находимся сегодня на этапе формирования новой философии потребления лекарств: лекарственное вмешательство не эпизодическое воздействие при той или иной проблеме со здоровьем, это то, что сопутствует человеку с первых дней его жизни и до ее завершения, как питание, вода, воздух и т. д. Может ли сегодня лекарство быть только эффективным, но небезопасным? Вряд ли. В 2017 году после двух лет роста французский рынок безрецептурных препаратов упал на 3,7%, а гомеопатических лекарств, наоборот, вырос на 2,4%. Конечно, за этими цифрами стоят и препараты "Буарон", на которые постепенно переключаются пациенты, для которых важен не только сиюминутный эффект, но и здоровье в будущем.

— Чем отличаются стандарты производства гомеопатических препаратов от обычных?

— С точки зрения регламентации всего процесса и его организации никакой разницы нет, поскольку во Франции требования к фармпроизводству одинаковы для всех производителей. Площадки группы "Буарон", соответствующие стандарту GMP, инспектируются регуляторными органами разных стран, в том числе FDA. На данный момент основные производственные мощности — 99% всего объема — сконцентрированы во Франции, что тоже является политикой компании. Гомеопатическое производство предъявляет очень высокие требования и к качеству сырья, и к оборудованию, которое разработано под наши нужды и нередко запатентовано. Каждый год 60 сотрудников компании проводят более 30 тыс. рутинных проверок. Технологические линии могут быть разными — это зависит от препарата, и это естественно, так же, как производство вакцин отличается от производства антибиотиков. Но стандарт GMP универсален.

— Какие мифы о гомеопатии самые популярные? Как ваша компания борется с мифами?

— Самый популярный миф — это то, что лекарство--"пустышка". Он особенно популярен среди скептиков, но легко развеивается при посещении наших лабораторий. Использование высококачественного сырья природного происхождения — принцип, лежащий в основе нашего бизнеса, наш уникальный опыт. Мы получаем сырье только от сертифицированных поставщиков, преимущественно из зон его естественного происхождения, осуществляем тройной контроль перед подачей на производство.

Впрочем, даже на производстве "Буарон" быть не обязательно: возьмите упаковку одного из наших препаратов — мази цикадерма, геля арнигель или сиропа стодаль — вы увидите список активных веществ в измеримом количестве в их составе. А у мази вы обнаружите явно растительный запах.

Гомеопатия же высоких разведений — это примерно 10-23. Но и ей недолго осталось сохранять тайну: современные нанотехнологии позволяют определять компоненты в 10-20.

— Сейчас довольно активно ведут себя группы людей, которые отрицают достижения как традиционной медицины, так и гомеопатии. Как переубедить таких людей и имеет ли смысл это делать?

— Мы ведем огромную работу, чтобы ответить на запросы пациентов, которые в нас нуждаются. Но мы не ставим задачу переубедить кого-то в чем-то. И мы стараемся максимально прозрачно и беспристрастно распространять информацию о наших препаратах, не пытаемся всем и всегда их рекомендовать. Медицина неделима, но ее возможности и методы разные. Мы же выступаем за любой легитимный и обоснованный вид медицинской помощи.

— А можно ли утверждать, что среди потребителей ваших препаратов больше женщин, чем мужчин?

— Исторически — да, женщины являются нашими "проводниками". Это неудивительно: во Франции говорят, что женщина — это министр здравоохранения в семье. Она выбирает лекарства для себя и определяет, чем будут лечиться близкие. Если она применяла какой-то препарат во время беременности или для лечения своего маленького ребенка и осталась довольна, то далее она расширяет свою домашнюю аптечку за счет других лекарств нашей марки.

Однако сказать, что "Буарон", производит лекарства для женщин, будет неверно. У нас есть очень востребованная мужчинами линия препаратов на основе арники горной — арнигель, арникрем, арника в гранулах. Они незаменимы для облегчения любой боли в мышцах — при перетренировке во время занятий спортом, при травмах. У спортивных врачей во Франции это практически обязательный компонент лечения всех вывихов, мышечных болей.

По данным всероссийского опроса ВЦИОМ "Индекс Буарон: отношение россиян к гомеопатии", три четверти россиян (74%) знакомо с понятием "гомеопатический метод лечения", каждый пятый (19%) применял гомеопатию лично, большинство (65%) от числа тех, кто хорошо знает о гомеопатии и имеет личный опыт ее применения, считают ее эффективной, 64% считают, что в СМИ недостаточно достоверных данных о гомеопатии, каждый третий (36%) хочет получать информацию о гомеопатии от врача.

Мария Рыбакова

Вся лента