«В обуви на высоком каблуке ты чувствуешь в себе силу»

Откровенное интервью обувного дизайнера Франческо Руссо о главной своей страсти

Двухцветные туфли-лодочки с асимметричными вырезами и сетчатые сапожки со сплетенными вручную резинками, чувственные босоножки из металлизированной кожи и все непременно на высоком каблуке — обувь Francesco Russo самобытна и сексуальна. Весенне-летняя коллекция, вдохновленная 1920-ми годами, уже доступна в обувной зоне на третьем этаже ЦУМа. «Коммерсантъ Стиль» встретился с харизматичным дизайнером, в свое время создававшим обувь в Miu Miu, Yves Saint Laurent, Sergio Rossi и Dior, и поговорил об обуви как инструменте соблазнения.

Об обуви на высоком каблуке

Я люблю высокий каблук за то, что он может полностью изменить человека, который его носит. В первую очередь физически: ты стоишь по-другому, ты по-другому двигаешься. Ты становишься гораздо более живой в своих движениях, и в то же самое время тебе приходится лучше контролировать свое тело, потому что по факту вес тела держится на очень небольшой поверхности обуви. И эти изменения затрагивают не только физические аспекты, но и психологические. Не зря же высокий каблук стал объектом фетиша не только для того, кто его надевает, но и для человека, который видит его со стороны. Вся эта мистика вокруг высокого каблука стала своего рода обсессией.

«Сегодня я ношу каблуки, только когда я дома»

Первый раз я примерил туфли, когда мне было семь. Я был единственным мальчиком в семье, у меня было две сестры. Моя мать была швеей. И из-за них я, наверное, и стал фанатом обуви. С самого раннего детства я помогал матери в примерочной. Я всегда был заворожен финальными примерками, когда нужно было адаптировать длину платья и женщина для этого надевала каблук. Это было сравнимо разве что с бабочкой, вылетающей из своего кокона — и для самой женщины, и для меня. И когда мне было семь-восемь лет, когда я оставался один, я надевал каблуки сестер и повторял движения тех женщин, которых видел в примерочной у своей матери. И это очарование туфлями и этими движения навсегда осталось со мной. Когда мне было 20, я надевал каблуки в клубы. Я был одет как мужчина, но при этом на мне были каблуки. Я обожаю это ощущение: в обуви на высоком каблуке ты чувствуешь в себе силу, ты должен ровно стоять и контролировать каждое свое движение. И когда мне было 20, это смотрелось очень классно: я был тогда худым и не носил бороду. Сегодня я ношу каблуки, только когда я дома.

Я обожаю это ощущение: в обуви на высоком каблуке ты чувствуешь в себе силу, ты должен ровно стоять и контролировать каждое свое движение

В обычной жизни я большой фанат All Stars Converse. Их силуэт из 1950-х идеален. Я также очень люблю коллаборацию Converse с Comme des Garcons — в последнее время я в основном их и ношу. Это та обувь, которую можно сочетать практически со всем: от джинсов до костюмов. Это почти как классические черные туфли для женщины — на любой случай жизни.

Об архитектуре как источнике вдохновения

При взгляде на любую туфлю можно увидеть в ней архитектуру. Дизайн обуви, особенно обуви на высоком каблуке,— это всегда статика, баланс, структура. Это действительно как здание. Если не спроектировать обувь правильно, то она развалится. Ведь основное ее задание — это держать вес тела. Поэтому инженерное мышление и структура в дизайне обуви очень близки к архитектурному мышлению. Дизайнеры очень часто вдохновляются архитектурой — само начало дизайна обуви практически идентично с началом планирования здания. Поэтому и результат не может не напоминать об архитектуре.

Об обуви Francesco Russo

В первую очередь мы всегда очень внимательно относимся к сочетанию комфорта и дизайна. Часто людям приходится выбирать между красивой, но некомфортной обувью и комфортной, но скучной. Как я уже говорил, для меня обувь — это в первую очередь трансформация женщины, но я не хочу ее трансформировать в ужасное, напряженное создание своими туфлями. Я хочу сделать из нее прекрасное создание, и для этого туфли должны быть комфортными. Ты должна правильно двигаться, правильно ходить. Твое тело и лицо не должны нести отпечаток боли от ношения неудобной обуви. Поэтому для меня внимание к комфорту — в первую очередь в самой конструкции обуви — это крайне важно.

Об особенном каблуке

В нашей последней коллекции у нас представлен один очень особенный каблук — sway heel. Он выглядит обычным, но это не совсем так. Обычно пластиковые каблуки делаются из специального материала — АБС-пластика (ударопрочная техническая термопластическая смола на основе сополимера акрилонитрила с бутадиеном и стиролом.— “Ъ-Стиль”) — и имеют довольно мощную основу. Но я хотел сделать очень тонкий пластиковый каблук, который бы выглядел как шариковая ручка. Так как пластик для этих целей не очень пригоден из-за своей хрупкости, то обычно для этих целей использовался металл. Но этот материал делает сами туфли довольно тяжелыми. Поэтому я использовал новую технологию sway, разработанную нашими инженерами, которая с помощью дополнительных устойчивых конструкций позволила создать очень тонкий и очень легкий каблук. И визуально подобный каблук всегда очень выгодно выделяется за счет своей тонкости, а также он создает дополнительный эффект, что он выше, чем есть на самом деле. Вот таков наш фирменный каблук.

О производстве

Я живу между несколькими городами, Парижем и Миланом в том числе. Обувь Francesco Russo производят в Италии в районе Венето, что рядом с Венецией. Мы работаем с двумя разными фабриками. Они довольно небольшие, поэтому наши сотрудники имеют возможность относиться к производству с большим вниманием. В производстве большую роль играет ручная работа, традиционное ремесленничество. Мы очень тщательно относимся к подготовке материалов, к склеиванию нашей обуви. Я еще раз хочу отметить, что наше производство скорее носит ремесленнический характер, чем индустриальный.

В производстве большую роль играет ручная работа, традиционное ремесленничество

О кастомизации

История нашего бренда началась с небольшого магазина в Париже, и изначально все наши услуги сводились именно к работе в этом магазине. И с самого старта нашего бренда основной идеей была эксклюзивность и возможность участия клиента в дизайне своей обуви. До сих в магазине в Париже мы представляем коллекцию туфель, которые клиенты могут заказать в любом цвете и материале. Это, безусловно, услуга класса люкс, и для клиента она создает ощущение исключительности, так как его пара обуви становится практически уникальной и единственной в своем роде. То есть получается что-то прямо противоположное культуре быстрой моды, которую мы видим сегодня. В Париже мы сохраняем эту услугу на постоянной основе, в то время как в других магазинах мы ее проводим в формате разовых акций: мы привозим несколько моделей, и я лично советую клиентам, какие цвета и материалы им больше подойдут. Возможно, в Москве мы тоже организуем подобный эвент. Нашему партнерству с ЦУМом пока только два сезона, поэтому в будущем мы наверняка проведем подобную акцию и здесь.

Об индивидуальных заказах

Мы делаем туфли made-to-measure для клиентов, которым сложно найти размер. У нас есть, например, клиентка с размером ноги 33. Мы измеряем ногу, выбираем форму, стиль и делаем туфли. Но мы предоставляем эту услугу, как правило, для наших клиентов в магазине. Что касается селебрити, то они, как правило, заказывают кастомизацию.

О различиях работы на большой модный дом и на собственный бренд

Бренды, на которые я работал (Costume National, Miu Miu, Yves Saint Laurent, Sergio Rossi и Dior), в основном делали модели ready-to-wear. А когда речь идет о ready-to-wear, то дизайнеры обуви всегда тесно работают с дизайнерами одежды, чтобы сложился единый силуэт и был воплощен общий месседж бренда. Также те бренды, где я работал, всегда имели длинную историю, свой фирменный почерк… И для меня это сродни работе писателя, который переводит книгу с одного языка на другой. Сейчас я работаю над своими коллекциями, и этим самым я пишу собственные истории на своем собственном языке. Мои работы сегодня — они обо мне, о моей жизни, о том, во что я верю.

О работе в Yves Saint Laurent

Каждый человек, с которым ты работаешь, неизбежно оставляет свой след. Даже когда ты просто встречаешь людей, они все оставляют свой след. Со Стефано Пилати работа складывалась совершенно особенно: он был визионером. Он делился с тобой своим видением и оставлял тебя наедине с работой. И глядя на результат, он уже говорил либо «да», либо «нет». Со Стефано процесс всегда был максимально креативным: он бесконечно говорил о своем видении моды и женщины в моде… я уверен, что он оставил свой след, но я затрудняюсь описать его словами. В любом случае это был чудесный опыт.

О новой коллекции

Я никогда не подхожу к коллекции как к чему-то независимому. Для меня каждая коллекция — это глава одной и той же книги, а книга, в свою очередь,— это та история, которую я хочу рассказать миру. Это бесконечный процесс, каждая следующая глава — это эволюция предыдущей. Перед подготовкой к коллекции весна-лето я долго изучал вневременные работы, которые нельзя жестко привязывать к определенному промежутку времени и веянию моды. Я изучал 1920-е годы и очень вдохновился лампами Тиффани, выполненными в стиле ар-нуво. Туфли, платья того периода, кружево, рисунки — многое из этого было вдохновлено полетом бабочек, цветами. Также я использовал такие элементы, как сеть для рыбной ловли, которой в свое время вдохновилась Коко Шанель. Вообще 1920-е годы невероятно притягательны. Работая над новой коллекцией, я вдохновлялся именно их эстетикой. Я хотел создать новую классику, новые вневременные вещи.

Беседовала Елена Кравцун

Вся лента