«В школы надо вернуть все, что помогает понять мир»

Представители вузов — о том, нужно ли менять систему образования

Ученые и чиновники вновь спорят из-за ЕГЭ. Поводом для дискуссии стало заявление президента Российской академии наук Александра Сергеева. На открытии Московского экономического форума он призвал изменить Единый госэкзамен и вернуть в школы научную часть. Ему поспешила ответить министр образования и науки Ольга Васильева. По ее словам, «система ЕГЭ обеспечивает прозрачность поступления школьников в вузы». Она также добавила, что экзамен постоянно совершенствуется.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

В беседе с «Коммерсантъ FM» господин Сергеев пояснил, что проблема ЕГЭ заключается в системе оценки учащихся.

Президент РАН Александр Сергеев пояснил «Ъ FM», что подразумевал под «отменой ЕГЭ»

«Нужно отказаться от ЕГЭ в качестве системы оценки результатов обучения как набора фактических данных без того, чтобы оценивать ассоциативное мышление, возможность решения каких-то ситуаций и так далее. Вот это должно быть основой государственного экзамена».

Смотреть

Нужно ли менять систему школьного образования? «Коммерсантъ FM» связался с представителями нескольких московских вузов и спросил, как они относятся к предложению президента РАН.

В Минобрнауки, впрочем, попросили не развивать эту дискуссию. Как заявил пресс-секретарь министра Андрей Емельянов, «в настоящее время идет активная фаза сдачи ЕГЭ, в которой участвуют сотни тысяч учащихся со всей страны. Любые неожиданные заявления, затрагивающие напрямую эту систему, могут привести к излишнему волнению и стрессу школьников».

Ректор Финансового университета при правительстве Михаил Эскиндаров: «Сегодня в школе вообще нет такого понятия как исследование. Даже в то время, когда мы учились, часть занятий была направлена на исследования, самостоятельное узнавание некоторых областей знания под руководством преподавателя. Сегодня, к сожалению, последние 2–3 года в школах скорее идет подготовка к ЕГЭ, натаскивание, чем исследование».

Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров: «За последние годы школа здорово поменялась. Появились удивительные классы, очень хорошее оборудование. Каждый университет, особенно ведущие, имеет два, три, десять своих лицеев, то есть мы уже вместе с преподавателями, с учителями в школе составляем эти программы именно так, чтобы они эту физику, математику, информатику знали так, чтобы было достаточно учиться в ведущих технических университетах».

Советник ректора МИФИ Михаил Кириллов-Угрюмов: «В школы прежде всего надо вернуть все то, что помогает понять мир. Здесь не так важно качественное преподавание каких-то естественнонаучных дисциплин. Если человек не будет знать литературу, географию, он никогда не состоится как ученый. Мне мои студенты пишут с чудовищными ошибками. Я говорю: братцы, вы что делаете? А они отвечают: а нам это не нужно, мы не гуманитарии. Ну как же так?».

Вся лента