«У нас все скромно по производству, но не по идеям»

Режиссер Владимир Мирзоев — о сериале «Этюды о свободе»

На этой неделе в Сети состоится премьера пилотных эпизодов web-сериала «Этюды о свободе» — антиутопии режиссера Владимира Мирзоева. Ранее закрытый показ прошел в Центре документального кино. И-за сходства формата и тематики многие уже провели аналогии с популярным британским сериалом «Черное зеркало» Чарли Брукера. Однако бюджет пилотных серий «Этюдов о свободе» был скромным, отметил в интервью «Коммерсантъ FM» Владимир Мирзоев.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

— К какому все-таки жанру можно отнести «Этюды о свободе»? Как снимались пилотные серии?

— Жанрово, конечно, это антиутопия. Гораздо скромнее по бюджету, чем «Черное зеркало» или «Дневник служанки».

У нас был очень небольшой бюджет этих трех пилотных серий — как правило, одна локация, очень ограниченное количество действующих лиц, то есть все скромно по производству. Но не по идеям, я надеюсь.

Мне кажется, это небанальные маленькие истории, каждая на 20 минут, всего их три в пилоте.

— Истории — о ближайшем будущем России или вне времени, вне контекста?

— У нас не было возможности играть в какую-то альтернативную реальность, прятать наши родные фактуры, мы даже в эту сторону по производству не могли двигаться. Если бы мы даже хотели создать какой-то универсальный альтернативный мир, никак не привязанный к конкретной территории, к конкретной географии, мы не могли этого себе позволить даже по техническим причинам. Хотя, наверное, даже если бы у нас был голливудский бюджет, мы бы тоже не стали этого делать.

Это некое неопределенное будущее, люди говорят на русском языке, у них имена отечественные, мы не прячемся за каким-то иностранными никами и псевдонимами. Зачем?

Тем более, что проблематика, сама философия, конечно, связана, безусловно, с тем пространством, в котором мы живем, с нашими местными фобиями, страхами и так далее.

— Сколько было денег потрачено на производство?

— Никакого секрета нет, это очень скромный бюджет — вот эти три 20-минутные серии мы сделали практически за 2 млн руб. Когда делается пилот, творческая группа очень часто волонтерит — это был наш случай. Была огромная экономия на том, что только технический персонал получал свои зарплаты, а творцы не получали ничего — ни драматурги, ни операторы, ни режиссер, ни актеры. Некоторые актеры даже работали сопродюсерами, они в этом качестве упомянуты в титрах. Кроме того, у нас всех есть какие-то дружеские связи в мире кино, что-то нам удалось найти бесплатно — частично аппаратуру мы бесплатно смогли получить. Это всего несколько съемочных дней, не затянутый съемочный период. Кроме того, некоторые, но не все, объекты, в которых мы снимали, нам тоже достались бесплатно, по дружбе. А один из наших сопродюсеров практически бесплатно сделал постпродакшн. То есть мы на всем, на чем могли, сэкономили.

— Изначально сама идея была ваша?

— Это моя идея, да. Но она встретила сначала понимание драматургов, потом понимание телеканала «Дождь», Натальи Синдеевой, то есть наши интересы и в смысле жанра, и в смысле формата web-сериала совпали. Премьерный показ будет 8 апреля в 22.00 в виртуальном кинотеатре «Дождя».

— Как подбирали актеров для этого сериала?

— Мы сочетали известных актеров с малоизвестными, чтобы у нас не получился «Голубой огонек». Тем более истории у нас так или иначе мрачновато-веселые, поэтому не хотелось, чтобы все роли играли известные люди, мы как-то комбинировали. Но, в частности, в сериале снимались Максим Виторган, Ирина Вилкова, Максим Суханов, Кирилла Козаков.

— Что будет после премьеры пилотных серий? Рассчитываете ли на продолжение?

— Все зависит от того, будет ли интерес какой-то к этому проекту. С пилотом так всегда и у нас, и за рубежом. Пилот — это такой пробный шар: заинтересуются люди — хорошо, значит, можно будет делать продолжение. Если не заинтересуются — значит, продолжения не будет. Либо нам придется продолжать в каком-то самодеятельном формате: собираем, наскребаем какие-то по сусекам небольшие деньги, и когда они собираются, пробуем что-то снимать, через краудфандинг или как-то еще. Но это, конечно, медленный и, прямо скажем, мучительный процесс. Уговорить всех поработать, поволонтерить в течение недели на пилоте — это одно, а заряжать длинный проект и предлагать поработать бесплатно — друго. Это тяжело, конечно.

— Если это web-сериал, то, конечно, аудитория захочет влиять как-то на продолжение, предлагать какие-то развития сюжета. Возможен ли такой вариант?

— Я не против таких интерактивных форм. Мне кажется, это вполне здраво, потому что есть обратная связь в интернете, всегда можно бросить какой-то клич, по крайней мере, синопсисы историй можно попросить людей написать. Это же антология, это не горизонтальный сериал, где сквозные герои из серии в серию перемещаются. Каждая новелла — это отдельная маленькая история. Поэтому и возникает аналогия с «Черным зеркалом» — герои каждый раз новые, история каждый раз новая. Но зрители, наверное, могли бы внутри этой темы пофантазировать вместе с нами, предложить какие-то свои истории. Пусть это будет синопсис на несколько строчек, но если он интересный, его профессиональный драматург может развить и превратить в полноценный сценарий. Конечно, мы не рассчитываем, что люди напишут нам сценарий, это сложный жанр.

Беседовала Анна Афанасьева

Вся лента