Деловитая Старица

Александр Ведерников и Наталья Радулова побывали в городке, который взялся за дело, не дождавшись помощи от Кощея Бессмертного

На главной площади города Старицы — памятник старушке с клюкой. "Это и есть наша старица,— объясняют жители.— Во время ордынского набега она единственная спаслась, скрывшись в каменоломнях. От нее мы и произошли"

Корреспонденты "Огонька" еще несколько лет назад интересовались у главы администрации Старицкого района Сергея Журавлева: "Откуда появилось это предание? Как мог целый город родиться от бабульки?", но глава не растерялся: "Она еще моложавая была. И потом, вы знаете, какой целебный в наших пещерах воздух? Постоянный микроклимат! Не только старушка могла хорошо сохраниться, но и дедушка какой-нибудь. Не исключено, что его называли бессмертным".

Журавлев еще в 2006 году объявил свою Старицу родиной Кощея Бессмертного и намеревался за счет и этой ничем не подтвержденной легенды развивать туризм. Маленький городок на берегах Волги действительно напоминает декорацию к сказке: узкие улицы с купеческими домами, Свято-Успенский монастырь, множество церквей и соборов с неповторимой архитектурой, знаменитые пещеры. Здесь Иван Грозный заключил мирный договор с Речью Посполитой. Здесь родился и воспитывался первый патриарх Московский и всея Руси Иов — здесь же он и скончался, в старицкой обители. Экскурсанты и паломники, впечатленные всем этим, должны были, по расчетам местных чиновников, серьезно обогатить бюджет. Но не обогатили — все же 10-тысячная Старица находится не так уж далеко от Москвы, и если кто сюда из столицы и приезжает, то обычно на один день.

Памятник старушке, старице, спасшейся во время татарского набега

Фото: Александр Ведерников, Коммерсантъ

Зато, поняв, что туристической меккой им не стать, в районе начали создавать новые предприятия и восстанавливать производства. Вадим Рошка, бывший сотрудник ГИБДД, переквалифицировался в фермеры — сейчас у него свои коровы и пастбища, большой молочный цех, а полутвердый "Старицкий сыр" он сам производит по старинным рецептам: "Когда доходы от моего личного хозяйства в два раза превысили доходы от работы в органах МВД, я решил: зачем себя мучить, это все равно не мое. Я ушел и стал интенсивно развивать фермерское хозяйство".

Молодой предприниматель, бывший нефтяник Борис Фишер, построил современный кролиководческий комплекс "Старицкое подворье" и тоже вполне доволен таким резким поворотом в своей судьбе: "Мне в Старице очень нравится, в Москве устаешь значительно больше". Валерий Фетискин и Алексей Киселев открыли в Старице пиццерию и пекарню, планируют строительство хлебозавода: "У нас большие семьи, у каждого по четверо детей. Мы и для них здесь все это создаем".

Первое упоминание о городе ― в летописях 1297 года

Фото: Александр Ведерников, Коммерсантъ

Возродили на берегах Волги и добычу старицкого камня, который называют "мрамором" русского средневековья, этот белый известняк использовался для строительства церквей и княжеских палат по всей Руси. Сейчас камень необходим для реставрационных работ, и предприятие по его добыче и распилке работает вовсю. "Старица для меня родной город, здесь у меня свой дом, семья, дети,— говорит главный инженер завода "Ресурс" и по совместительству сын директора Михаил Мусатов.— По-моему, лучше быть большим человеком в маленьком городе, чем маленьким в большом".

А глава района работает по сей день. Сейчас Сергей Журавлев больше озабочен, как выиграть конкуренцию со столицей в битве за кадры: "Мы находимся близко к Москве, где выше заработные платы, и это риск оттока трудоспособного населения. С другой стороны, это стимул находить новые эффективные решения в экономике. Наши люди хотят жить в Старице так же, как в большом городе. Поэтому нам нужны новые кафе, кинотеатры, развлекательные центры. Мы много этим занимаемся". В общем, на сказочных персонажей здесь надеяться перестали. "Но Кощей у нас есть!" — тем не менее упорствует глава. Правда, в отличие от новых предприятий, ферм, спорткомплекса и даже недавно появившегося здесь ледового дворца, продемонстрировать Кощея пока не может.

Текст: Наталья Радулова, Александр Ведерников. Фото: Александр Ведерников

Вся лента