Наследственное право

Какие завещания составляют богатые люди

Основатель компании IKEA Ингвар Кампрад оставил детей без половины наследства. Миллиардер, который умер в этом году, завещал часть состояния на развитие севера родной Швеции. При этом Кампрад — далеко не первый известный бизнесмен, который решил передать большую долю в капитале на благотворительность. Кто и почему поступает таким образом? Выясняли Петр Шадрин и Сергей Соболев.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Ингвар Кампрад, который скончался на 92-м году жизни, передал половину от всех своих миллиардов на развитие бизнеса в шведской области Норрланд. Остальное разделят четверо детей создателя IKEA. По словам представителей предпринимателя, он часто бывал на севере страны и переживал, что молодежь уезжает оттуда в столицу. При жизни Кампрад создал один из крупнейших благотворительных фондов в мире — INGKA Foundation. Его активы оцениваются в $36 млрд. С ним сопоставим только фонд Билла Гейтса и его супруги, которые призывают богатейших людей мира завещать деньги не собственным детям, а тем, кто борется с ключевыми проблемами планеты, — с бедностью и болезнями.

Восемь лет назад 99% своего состояния туда пообещал отдать Уоррен Баффетт, который занимает третье место в списке Forbes. По словам известного предпринимателя, таких бизнесменов, как он, десятки.

«У всех этих людей есть $1 млрд и больше. И все они готовы передать около 90% своих средств. Решение простое — делай, что хочешь: можешь купить роскошную яхту, отдать деньги детям или людям, которым повезло меньше, чем тебе».

Россияне тоже присоединяются к мировому тренду. Многие вообще не собираются оставлять деньги детям. В их числе — Владимир Потанин, Александр Мамут, Михаил Фридман.

Еще один фигурант российского списка Forbes с состоянием в $1,3 млрд, владелец Московского кредитного банка Роман Авдеев заявил «Коммерсантъ FM», что принял такое же решение: «Я не собираюсь оставлять детям наследство по одной простой причине — я хочу, чтобы они прожили любую жизнь, но только свою, а не навязанную им со стороны. Я занимаюсь проблемами сиротства, и было бы странно, если бы задумывался о чем-то другом».

Слишком радикальным решение оставить семью без наследства считает Давид Якобашвили, сооснователь компании «Вимм-Билль-Данн», состояние которого Forbes оценивает в $900 млн. По его словам, все-таки небольшую часть состояния детям оставить нужно: «Я думаю, что оставить, допустим, один миллиард из десяти сыну, а все остальное отдать на благотворительность, правильно и вполне нормально. Лучше оставить ребенку 10% наследства и подать ему пример, чтобы и он, создав что-то свое, оставил большую часть своих активов человечеству, а остальное раздал наследникам. Главное — научить детей самим строить свою жизнь».

В США и Европе бизнесмены часто завещают свой капитал крупным организациям, которые решают глобальные проблемы планеты, отметила директор по развитию благотворительного фонда «Память поколений» Людмила Томчук. А вот россияне, по ее словам, готовы жертвовать только на конкретные проекты: «В России не жертвуют на борьбу с болезнями, поиск лекарств или какие-то научные изыскания. Наверное, это придет к нам позже. Сейчас самая популярная тема — это лечение тяжелобольных детей. На взрослых практически невозможно собрать деньги».

Самое крупное пожертвование в XXI веке, сделанное при жизни, — на счету Билла Гейтса. В прошлом году основатель Microsoft перечислил в собственный фонд $4,6 млрд.

Одно из самых патриотичных завещаний в Испании составил местный бизнесмен Антонино Фернандес. Предприниматель скончался в позапрошлом году и, согласно его воле, часть состояния — $210 млн были переданы населению деревни, где он провел детство. Там проживает 80 человек.

Вся лента