Время первых

Программисты начинают и выигрывают


Я от души жму на педаль «газа», но в ответ слышу только рокот авиалайнера, набирающего высоту прямо над головой. Мой бесшумный автомобиль рвет с места и бежит по размеченной конусами площадке рядом с взлетно-посадочной полосой аэропорта Женевы. Рвет – не преувеличение. Если верить ТТХ, до «сотни» машина разгоняется за 4,8 секунды. А внушительный момент в 696 Нм доступен практически с момента старта. Все потому, что автомобиль этот электрический. Jaguar I-Pace – первая модель марки, работающая «на батарейках»

В этом году Jaguar Land Rover отмечает массу юбилеев — как в истории брендов, так и в истории отдельных моделей. Но, пожалуй, самый главный из них — это 10 лет, которые компания принадлежит индийской группе Tata Motors. Которая не жалеет денег на развитие. Но что еще важнее — средства эти тратятся с умом, а не… Ну, не будем приводить грустных примеров. Так вот, за эти десять лет Jaguar Land Rover вдвое увеличила свой модельный ряд и втрое — продажи. Года три назад, когда многие компании брали на себя громкие обязательства — «мы вот построим электрический кроссовер в 2018 году», «а мы — еще раньше» — британская компания в этом «трудовом почине» не участвовала. Просто взяла и сделала.

Посередине

Йан Каллум

Фото: Jaguar

Презентацию, которая предшествовала нашему короткому тест-драйву, открывал Йан Каллум, главный художник марки Jaguar. Но говорил он, скорее не о красоте, а о возможностях, которые дала дизайнерам компоновка автомобиля — ведь силовые агрегаты электромобиля куда компактнее, чем таковые у машины с ДВС.

Фото: Jaguar

Например, емкость в центральном подлокотнике — 10-литровая, потому что у автомобиля нет трансмиссионного тоннеля. Под задними сиденьями теперь есть пространство для хранения, потому что обычно в этом месте расположен бензобак. Спереди, под капотом тоже можно что-то хранить — для этого там есть 27-литровая емкость. Впрочем, традиционный багажник тут тоже имеется — 650 л, а при сложенных сиденьях — 1453 л. Это немало. Да и сам автомобиль весьма приличный по габаритам — 4,7 м. Компания еще до премьеры опубликовала фотографию трех моделей, вид сверху. I-Pace стоит между E-Pace и F-Pace. «Больше терьера, но меньше мастифа» — говорил Шерлок Холмс, прикладывая пальцы к покусанной трости.

Фото: Jaguar

Впрочем, о красоте Йан Каллум все же сказал два слова. Что, мол, квадратный зад — не слишком традиционен для марки. Но для электромобиля очень важна аэродинамика. И с ней у I-Pace все в порядке. Даже дворник на заднем стекле не пришлось делать — всю воду просто сдувает.

Доехать до Казани

Кстати, про воду. В зале, где проходила презентация, висела таблица, сообщавшая, что автомобиль может преодолевать брод до 50 см. То есть батарея в днище упакована так, что I-Pace, заехав в реку, не уподобится электроудочке, дохлая рыба вокруг него не всплывет. Еще там было написано, что кроссовер испытывали в калифорнийской «Долине смерти» при +40, и в Заполярье при -40. Но, если в машинах с ДВС эти испытания в основном ведутся на предмет «вдруг не заведется» или «вдруг закипит», тут тестировалась как раз батарея, потому что отдача ее зависит от температуры. В идеале она должна быть комнатной. Для этого в автомобиле предусмотрены устройства, которые нагревают или охлаждают батарею перед запуском, чтобы пробег на одном заряде был максимальным. И тут мы подходим к самому интересному.

Фото: Jaguar

Запас хода у Jaguar I-Pace — 480 км. Полностью батарея наполняется за 40 минут. Но уже через 15 минут запас хода будет 100 км. Это если заряжаться на специальной станции.

Скептики скажут: «да где у нас эти станции? А если к розетке будет очередь из трех машин, то ждать тебе придется битый час

Ну, и запас хода считается при идеальных условиях: один пассажир без багажа, за окошком пальмы… А, вот, как если под колесами снег, за окном -20, а салон полон пассажиров, которые тут же воткнули на подзарядку свои смартфоны-планшеты? «Доедет ли это колесо до Казани?» - сомневались гоголевские крестьяне».

Фото: Jaguar

Те, кто готовил, пресс-конференцию, к этим вопросам были готовы. Привели цифры. В Соединенном Королевстве сейчас 13 тысяч станций зарядки. А в Китае — 150 тысяч. Причем не только в городах —– ими оборудованы уже 14 тыс. км дорог. Вы, кстати, еще продолжаете смеяться над китайским автопромом? Про суровый климат — уже был разговор. А, вот, про смартфоны надо поговорить отдельно.

Две недели обучения

За последние пять лет, если верить пиар-службе Jaguar Land Rover, на работу в компанию было принято программистов больше, чем представителей любой другой профессии. Скупались всевозможные стартапы. «Мы хотели, чтобы это был не просто электрический автомобиль, мы хотели, чтобы это был умный автомобиль». Пиарщик, вот прямо так и сказал: smart car. Забыв, видимо, что есть уже такая автомобильная марка.

— Алекса, — спросил он, — сколько еще осталось до полной зарядки батареи?

— До полной зарядки батареи осталось двадцать семь минут.

Фото: Jaguar

Система интегрирует ваш автомобиль в домашнюю сеть — откроет ворота, когда вы к ним подъедете. А Bluetooth-ключ распознает, кто из владельцев сейчас сядет за руль, и подгонит под него сиденье. За две недели кроссовер выучит все ваши привычки. Поймет, что по дороге на работу вы хотите, чтобы в салоне было попрохладней и слушаете по радио деловые новости, а с работы — погорячее, и чтоб Metallica гремела. И сама будет предлагать вам и то, и другое, и еще много чего.

— Ватсон, хотите выпить?

— Но как вы догадались, сэр?!

Русская речь

Конечно же пяти минут метания между конусами на площадке, для понимания автомобиля ничтожно мало. И нам еще многое предстоит. Проверить, как работает пневмоподвеска, которая прижимает JaguarI-Pace к асфальту на парковке и на скорости и поднимает на бездорожье — люфт между крайними положениями составляем внушительные 90 мм.

Фото: Jaguar

Посмотреть сколько мало места занимают электромоторы спереди и сзади — каждый из них весит всего 78 кг. Покрутить в салоне кругляши настроек — к счастью там не только тачскрины. Затормозить, как на гидроцикле — просто отпустив газ. Узнать, сможет ли амазоновский помощник Алекса понимать русскую речь. И послушать, что такое «позитивный звуковой ландшафт» — искусственно синтезированный фон, чтоб вы случайно не подумали, что едете в троллейбусе.

Дмитрий Гронский

Вся лента