Кто купит МКС?

Космическую станцию начинают готовить к передаче в частные руки. Иван Лебедев — из Вашингтона

Через 20 лет после запуска судьба Международной космической станции под вопросом: она могла бы летать над нами еще лет десять, но очень похоже, что дешевле и проще ее продать. Вот только кому?

17 декабря 2017 года космический корабль "Союз-МС-07" с новым экипажем на борту отбыл с Байконура к МКС. Столько еще осталось экспедиций до финиша проекта? Этот вопрос возникает все чаще

Фото: Dmitri Lovetsky, AP

"Сдается в аренду космическая станция на 6 человек. Местонахождение — низкая околоземная орбита. Невесомость, отличный вид на планету Земля. Цена: 8 млрд долларов в год". Не исключено, что такое объявление вскоре появится на сайте НАСА.

Администрация Дональда Трампа хочет, чтобы, начиная с 2025 года, США прекратили госфинансирование Международной космической станции (МКС), которую они построили и используют уже почти 20 лет вместе с Россией, ЕС, Японией и Канадой. Эта новость вызвала бурную и неоднозначную реакцию как среди специалистов, так и среди всех, кто интересуется космическими исследованиями, однако ничего неожиданного в ней не было. Соединенные Штаты еще в прошлом году дали понять, что будут сворачивать этот проект и сосредоточат ресурсы — технические, финансовые, интеллектуальные — на подготовке пилотируемого полета на Марс. Ничего не поделаешь, но постепенно МКС превращается в чемодан без ручки: тащить тяжело, а бросить жалко.

Правда, бросать станцию в 2024-м — а именно до этого срока Роскосмос, НАСА и космические агентства других стран договорились продолжать ее эксплуатацию — никто не собирается. Речь о том, чтобы передать ее в частные руки, то есть компаниям, университетам, фондам, которые в последние годы все шире участвуют в исследовании космического пространства, в том числе по программе МКС. Понятно, что удовольствие это не из дешевых.

Орбитальный комплекс, находящийся на высоте 400 км от Земли, ежегодно обходится хозяевам примерно в 8 млрд долларов. Половину этой суммы платят США, половину — все остальные.

Сможет ли частный бизнес взвалить на себя такое бремя — большой вопрос.

Небольшие компании, работающие в сфере космических технологий, встретили планы администрации Трампа с воодушевлением, а вот реакция корпорации Boeing, управляющей американским сегментом станции по соглашению с НАСА, иная. "Это будет ошибкой, которая поставит под угрозу лидерство США в космосе и нанесет ущерб как коммерческому рынку, так и научному сообществу",— заявил главный менеджер программы МКС в Boeing Марк Малкуин.

Не скрывает своих сомнений и вице-президент Ассоциации авиакосмической промышленности США Фрэнк Слейзер, считающий, что этот проект продолжится только при госучастии. По его мнению, "превратить МКС в истинно коммерческое предприятие будет сложно из-за того, что порядок использования станции определен международными соглашениями".

Однако администрация Трампа считает, что все эти вопросы можно решить, а частные компании через 7 лет будут готовы заполучить в свое распоряжение элитную недвижимость на околоземной орбите.

Самый дорогой космический проект

В феврале Белый дом опубликовал проект нового федерального бюджета, который предусматривает выделение НАСА в следующем финансовом году 19,9 млрд долларов — на 370 млн больше, чем в нынешнем. Почти четверть этих средств должна быть израсходована по статье "Операции на низкой околоземной орбите и космические полеты", в том числе на эксплуатацию станции, доставку туда грузов и экипажей, а также создание новых пилотируемых кораблей. (После прекращения программы Space Shuttle в 2011-м космическое ведомство США осталось без своих пилотируемых транспортных средств и вынуждено пользоваться в качестве "такси" российскими "Союзами", арендуя у Роскосмоса места для отправки астронавтов на МКС.)

В целом США израсходовали на МКС около 100 млрд долларов. В этом году, 20 ноября, исполнится 20 лет с тех пор, как на орбиту был выведен ее первый элемент — российский функционально-грузовой блок "Заря". На рандеву с ним тогда отправился американский корабль многоразового использования Endeavour, доставивший к месту космической стройки соединительный модуль Unity. Командовал шаттлом Роберт Кабана, а в состав его экипажа из 6 человек входил один из самых опытных российских космонавтов Сергей Крикалев.

За неделю пребывания на орбите команда Endeavour проделала огромную работу, совершив три выхода в космос и выполнив сложнейшую операцию по стыковке "Зари" и Unity. Управляя рукой-манипулятором корабля, им удалось с ювелирной точностью соединить российский и американский модули, заложив фундамент будущего космического дома. Первыми людьми, переступившими его порог на орбите, стали Кабана и Крикалев — они в буквальном смысле открывали станцию, подключая в ней оборудование и перетаскивая на ее борт грузы из шаттла.

С 2008 года Кабана возглавляет Центр космических полетов им. Кеннеди на мысе Канаверал в штате Флорида. Мне доводилось беседовать с ним о том путешествии, с которого началась сборка орбитального комплекса. "Это был феноменальный полет",— вспоминал бывший астронавт. По его словам, когда были закончены все работы по стыковке, экипаж Endeavour смог, наконец, войти в МКС. "Мы с Сергеем Крикалевым сделали это одновременно, находясь рядом друг с другом,— рассказывал Кабана.— Нам было важно показать, что это наша общая станция, которая создается для международного экипажа. Это было по-настоящему здорово".

С тех пор из двух первых модулей МКС вырос гигантский орбитальный комплекс размером с футбольное поле и весом около 400 тонн, а в его лабораториях было проведено свыше 1800 экспериментов.

Первый постоянный экипаж в составе российских космонавтов Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева, а также их американского коллеги Уильяма Шеперда прибыл туда на корабле "Союз" 2 ноября 2000-го. На станции побывали более 220 человек из 18 стран, но всегда там находились по крайней мере один россиянин и один американец.

В сооружении и использовании МКС участвовали 80 государств — уникальный проект подтверждает возможность успешного международного сотрудничества в космосе. Велико и его политическое значение: Москва и Вашингтон из соперников превратились в партнеров. Увы, сейчас это единственная совместная программа, по которой продолжается взаимодействие Роскосмоса и НАСА. Остальные приостановлены США из-за разногласий с Россией по Украине и Крыму.

Обе страны всегда рассматривали МКС как уникальную площадку для проведения медико-биологических экспериментов в целях подготовки путешествия человека в дальний космос. В американском, да и в мировом научном сообществе давно сложился консенсус, что следующей целью должен стать полет на Марс. Американцы в последний раз совершили высадку на Луну в 1972-м, затем наступила эпоха орбитальных станций, но в последние годы нарастало ощущение, что космические путешественники засиделись на низкой околоземной орбите.

При этом не умолкала критика в связи с "неоправданно большими расходами" на содержание космического дома. Изучение влияния невесомости на человеческий организм и поиски путей защиты от космической радиации важны для подготовки полета на Красную планету, однако большинство научных экспериментов на МКС — это различные опыты в условиях микрогравитации, которую ненадолго (и при этом дешевле и безопаснее) можно создать на Земле. Короче, для того чтобы выращивать кристаллы, сажать горох и играть в бадминтон, в космос лететь необязательно.

На Марс через Луну

В 2014 году Национальный исследовательский совет при Академии наук США подготовил доклад, в котором был сделан вывод, что именно полет на Марс станет для человечества следующей крупной вехой в освоении космоса. "В обозримом будущем единственными реалистичными целями космических путешествий являются Луна, астероиды, Марс и спутники Марса,— уверены авторы доклада.— В небольшом перечне этих вероятных целей самой сложной и отдаленной представляется высадка человека на поверхность Марса, однако именно она должна стать главным ориентиром".

Когда в США заходит речь о путешествии на Марс, то первым делом начинают говорить, что американцы — "нация исследователей и первооткрывателей". Вспоминают освоение Дикого Запада, пионеров авиации, лунную программу Apollo. Мол, всегда надо двигаться вперед, не стоять на месте... Готовность бросить вызов трудностям нашла отражение в названии шаттлов: Columbia, Challenger, Discovery, Atlantis.

Но есть и другое — менее романтическое, но более серьезное объяснение приоритета Красной планеты. "Если мы хотим гарантировать сохранение людей как вида живых существ, мы должны стать межпланетным видом,— отмечал американский эксперт Эллиот Пулэм, возглавлявший авторитетную общественную организацию Space Foundation.— В противном случае мы можем прекратить существование после столкновения с большим астероидом. Кометы и астероиды не раз падали на Землю, и думать, что это не повторится, было бы верхом безответственности. Этой проблемой должны заняться все космические державы, для ее решения необходимо сотрудничать".

При Бараке Обаме НАСА договорилось с партнерами о продолжении программы МКС до 2024 года, но одновременно взяло уверенный курс на подготовку полета на Марс. При этом Белый дом зарубил программу Constellation, предусматривавшую возвращение на Луну в качестве этапа на пути к Марсу. Трамп, который в пику предшественнику делает все абсолютно наоборот, объявил в декабре 2017-го, что США все-таки намерены вновь высадить астронавтов на поверхность спутника Земли.

"На этот раз мы планируем не только установить флаг и оставить след на Луне,— заявил он.— Мы заложим основу, чтобы осуществить полет на Марс". Пик лунной программы "по Трампу" должен прийтись на середину 2020-х, но кто знает, вдруг следующий президент США ее отменит?

Пока же бюджетом США на 2019 год предусмотрена разработка Лунной орбитальной платформы — космической станции, которая будет вращаться вокруг спутника нашей планеты. Это нужно, чтобы "осуществлять полеты на поверхность Луны и обратно и подготовиться к исследованиям Марса", пояснил, выступая на заседании Национального космического совета США, и.о. директора НАСА Роберт Лайтфут.

Его заместитель Уильям Герстенмайер уточнил: первый элемент Лунной платформы — двигательная и энергетическая установка с солнечными батареями — должен отправиться на орбиту в 2022 году, а в 2023-м за ним последует жилой модуль. Орбитальный комплекс, где экипажи смогут находиться до 60 дней, будет иметь грузовой отсек и стыковочный узел. По сути, речь об орбитальном космодроме, к которому будут пристыковываться пилотируемые корабли и аппараты, направляющиеся к Луне и возвращающиеся на Землю. В перспективе он послужит воротами — или, если угодно, трамплином — для полетов в дальний космос, в том числе на Марс.

По оценкам НАСА, до конца 2023-го проект обойдется в 2,7 млрд долларов, что по сравнению со стоимостью МКС — семечки, или, как говорят американцы, арахисовые орешки. Сэкономить удастся на том, что многие элементы новой станции ранее создавались в качестве запчастей и сейчас лежат на складе.

По словам Герстенмайера, осуществлять этот проект НАСА собирается "вместе с частными компаниями и международными партнерами", в первую очередь участниками программы МКС. Космические ведомства США и России уже провели на этот счет предварительные консультации. В сентябре прошлого года глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщил на конгрессе в Австралии, что они условились "работать по проекту окололунной станции", а в дальнейшем — при подготовке миссий на поверхности Луны и Марса. "Сам договор требует серьезной проработки уже на государственном уровне",— уточнил он, добавив, что в связи с присоединением к этому проекту российская Федеральная космическая программа на 2016-2025 годы будет пересмотрена.

Сенатор готов подраться

Итак, замыслы НАСА и Роскосмоса по созданию новой, а значит, и по постепенному отказу от финансирования старой станции в основном совпадают. Новоселье на лунной орбите намечается как раз в то время, когда хозяева съедут с МКС, чтобы сдавать ее в аренду другим состоятельным жильцам. Правда, свое слово должен сказать Конгресс США, где планы приватизации МКС понравились не всем. На превращение комплекса в "частное предприятие на коммерческой основе" администрация Трампа предлагает выделить в 2019-м из бюджета 150 млн долларов, а в ближайшие 5 лет — 900 млн. "Переходный период" будет использован, чтобы подыскать будущих арендаторов и помочь им составить программу эксплуатации станции.

Кстати, техническое обеспечение МКС, как уже говорилось, осуществляет Boeing, а грузовые корабли Dragon и Sygnus, доставляющие туда воду, продукты и материалы для экспериментов, созданы частными компаниями SpaceX и Orbital ATK. Вскоре к ним должен присоединиться грузовик Dream Chaser компании Sierra Nevada. Гигант авиакосмической промышленности США Lockheed Martin продолжает разрабатывать пилотируемый корабль Orion, который в 2023-м полетит к Луне и в перспективе — на Марс. Тяжелую ракету SLS для него строит тот же Boeing. Их совместный консорциум United Launch Alliance разрабатывает тяжелый носитель Vulcan, который придет на смену ракетам Atlas V и Delta IV, а компания Bigelow Aerospace вынашивает планы создания частной орбитальной станции.

Госкомпаний в США нет, о чем у нас из-за привычки экстраполировать свою ситуацию на других забывают. Космос — в определенном смысле — давно приватизирован, и чем дальше, тем больше все операции на орбите будут переходить на коммерческие рельсы. О рынках спутников связи и космических пусков (а это миллиарды долларов) и говорить нечего. Государства по-прежнему выступают заказчиками дорогих проектов, но вынуждены все больше полагаться на партнерство с частным бизнесом.

Публикация планов НАСА по МКС почти совпала с первым запуском новой тяжелой ракеты Falcon Heavy, созданной компанией SpaceX миллиардера Илона Маска. В ажиотаже вокруг этого события осталось за кадром то, что все другие носители США тоже разработаны частными предприятиями. Разница в том, что Маск сконструировал ракету и отправил на ней к звездам красный кабриолет Tesla, ставший "самым быстрым автомобилем в мире", на свои деньги. Хотя я и не уверен, что он смог бы сделать это, не имея многомиллионных правительственных заказов на полеты Dragon и запуски военных спутников для Пентагона.

Но вернемся к МКС, которая по-прежнему пользуется поддержкой в Конгрессе. Намерение Трампа лишить эту программу госфинансирования встречено там без энтузиазма. Сенатор-демократ Билл Нельсон, совершивший в 1986-м полет на шаттле Columbia по программе "Политик в космосе", предупредил, что если люди из команды Трампа не хотят давать деньги на станцию, то "они напрашиваются на драку". Нельсон входит в состав сенатского комитета по торговле, науке и транспорту, который как раз занимается бюджетом НАСА.

Глава аналогичного комитета в Палате представителей республиканец Джон Калберсон тоже настроен по-боевому. "Хочу заверить ученых, инженеров и астронавтов НАСА, что буду добиваться полного финансирования МКС и сделаю все, чтобы обеспечить функционирование МКС до тех пор, пока специалисты по вопросам безопасности станции считают это целесообразным",— отметил он в письме в газету Houston Chronicle, издающуюся в его родном штате Техас.

Мнение специалистов по безопасности Калберсону, конечно, известно. Экс-директор НАСА Чарльз Болден, ссылаясь на оценки пяти основных участников проекта, не раз говорил, что запаса прочности у станции хватит еще на 10 лет, а вот ее использование после этого возможно только при условии "капитального ремонта". По его словам, модернизация МКС осуществляется постоянно, "но если не предпринять больших усилий, то отпущенное ей время истечет в 2028 году". К этому сроку выйдут из строя солнечные батареи.

Захочет ли частный бизнес брать в аренду орбитальный комплекс, чтобы приступить к дорогостоящему ремонту, сказать сложно. Чтобы это произошло, космическому ведомству США придется выступить в непривычной для него роли продавца и убедить потенциальных покупателей, что им предлагают неплохой товар. Рекламная кампания, судя по всему, уже началась.

Иван Лебедев, Вашингтон — Москва

В космос по делу

Российский бизнес тоже стремится к звездам

На февральской пресс-конференции гендиректор "S7 космические транспортные системы" Сергей Сопов уточнил, что его компания рассматривает возможность приватизации (путем заключения договора концессии — особого вида частно-государственного партнерства) российского сегмента МКС. Роскосмос ответил, что в целом это совпадает со взглядами госкорпорации, поэтому готов обсуждать предложения, как только они официально поступят. S7 собирается взять российскую часть МКС на баланс уже в 2022 году. Группа компаний S7 и Роскосмос вели переговоры о сотрудничестве по пилотируемой тематике с осени 2017-го. По итогам подписан меморандум о сотрудничестве, в том числе при создании многофункционального орбитального комплекса, впоследствии получившего неофициальное название "орбитальный космодром". Его могут создать на базе российского сегмента МКС и использовать для сборки и заправки космических аппаратов.

Российская компания S7 Space ("С7 Космические транспортные системы") владеет космодромом "Морской старт" (в Тихом океане у берегов штата Калифорния) и занимается запусками с Байконура в рамках "Наземного старта". В настоящий момент на счету S7 — один пуск ракеты "Зенит" с космодрома Байконур 27 декабря 2017 года. Следующий старт "Зенита", уже с плавучего космодрома, S7 планирует на конец 2019 года.

Вся лента